Кристофер читает лекции по истории, философии и методам индийской йоги и тантрического шиваизма в американских университетах и центрах йоги. У него три диплома по религиоведению и санскриту, включая степень магистра из университетов Гарварда и Беркли. Благодаря энтузиазму и методичным исследованиям он смог приподнять завесу над истоками виньясы, о которых сейчас ведётся немало споров. Вот первый сенсационный рассказ для тех, кто всерьёз занимается йогой.
«Sutra Journal»:
Почему вам захотелось изучать санскрит?
Откуда взялся интерес к этой теме, точнее
к кашмирскому шиваизму?
Кристофер
Томпкинс: О йоге я узнал благодаря так
называемой «крия-йоге» – учению
Парамахамсы Йогананды, в которое я был
посвящён следом за отцом. Я видел, как
оно перевернуло его жизнь, и он стал
выдающимся учителем. Мне повезло
наблюдать до его смерти в 2003 году, как
он именно благодаря йоге смог справиться
с раком.
Это тонкое
искусство принесло и мне, и моему отцу
Рону яркие переживания. Состоит оно, в
основном, из управления дыханием,
визуализации и мудр, и всё сопровождается
придающими дополнительную силу семенными
мантрами (биджа), которые помогают
убирать заторы из центрального канала
тонкого тела.
Результаты
были весьма ощутимы.
Так вот, как
и Кришнамачарья, Йогананда постоянно
заявлял, что учение основано на текстах,
а именно «шастрах». Также он очень
подробно описывал все тонкости системы
и эффект, на который можно рассчитывать,
если всё правильно выполнять. В какой-то
степени мой отец, в частности, мог
подтвердить, что это оказались не пустые
слова.
Но гуру нас
покинул, а большинство его последователей
живут на Западе и не имеют никаких
представлений о тех шастрах, в которых
может быть описана крия-йога. Отец,
помню, догадывался, что, даже усвоив
всё, что ему передали, он не в полной
мере постиг учение. Незадолго до смерти
он попросил меня найти первоисточники,
о которых говорил Йогананда: быть может,
говорил он, где-то есть забытые, но не
полностью утерянные шастры; если их
найти, возможно, стоило бы вернуть к
жизни заключённые в них драгоценные
знания.
Но, даже если
вдруг и повезёт что-то найти, до этого
надо выучить санскрит, усвоить диалектные
особенности ,
приспособиться к чтению рукописей и
так далее. Я начал учить санскрит 17 лет
назад в Гарварде, там же я впервые
заинтересовался кашмирским шиваизмом
– в основном меня притягивала философия
недвойственности. Потом я пошёл в
Калифорнийский университет в Беркли,
там некоторое время учился у выдающегося
профессора Сомадевы Васудевы, приехавшего
на время из Оксфорда. Единственный из
знакомых мне исследователей, он
специализировался на йоге тантрического
шиваизма. Познакомив меня с искусством
филологии, он предоставил огромную
коллекцию электронных текстов на
санскрите, перепечатанных с рукописей
несколькими поколениями учёных. И вот
неожиданно у меня оказалась неимоверная
база текстов, оснащённая поисковой
системой «GREP» – бесценный инструмент
для тех, кто занимается глубокими
исследованиями в области литературы и
имеет дело с рукописями.
Это было 8
лет тому назад.
С тех пор я,
словно ребёнок в магазине конфет, копаюсь
в постоянно растущей коллекции. Сейчас
в ней больше 2000 электронных текстов с
функцией поиска, а также тысячи
отсканированных рукописей, добытых
мной в Кашмире и других частях Индии, –
частично мне в этом помогло йога-сообщество
в США, которое финансировало подобные
поездки.
Уже несколько
лет, как, окружённый таким количеством
текстов, я на санскрите читаю намного
больше, чем по-английски. Временами я
за этим занятием провожу больше 30 часов
в неделю.
«Sutra Journal»: Не
расскажете подробнее о том, что
изучаете сейчас, в частности о недавно
обнаруженных в Непале текстах с описанием
виньяс? Где вы их нашли? Что это значит
для тех, кто занимается йогой или
преподаёт её?
Кристофер
Томпкинс: Как индолога меня больше всего
интересует филология – поистине наука
находок. Надо сказать, в Европе индологи
видят это лучше, чем здесь, в США.
Постепенно я научился отыскивать учения
о йоге, зачастую загадочные и разбросанные
среди описаний тантрических ритуалов,
и в них я нашёл то, что передалось
Йогананде. Но для этого я не один год
изучал всю огромную массу текстов. Я
имею в виду все «божественные откровения»:
тантры, агамы, или шастры – так их
называли Йогананда и в особенности
Кришнамачарья, когда речь шла о
«божественных писаниях» шиваистской,
буддийской (ваджраяна) и вайшнавской
тантры. Два последних направления
полностью основаны на предшествовавшем
им шиваизме. А вся традиция целиком
просуществовала примерно с V
по XV век, то есть около
тысячи лет.
Во всех
тантрах нашлась одна новаторская йога
садхана, причём она есть в каждой линии
передачи, просто в разных учениях и
текстах она обрастает множеством
неповторимых мелких нюансов.
Эта садхана
в тантрах обычно называется
«последовательность» (виньяса) и состоит
из ритуальных элементов («крама»), то
есть методов йоги, которые надо применять
в определённом порядке. А этот порядок
часто обозначают термином «крама-виньяса».
Мало кто из
учёных знает, что эта на удивление
жизнеутверждающая «виньяса» преподносилась
как ежедневный ритуал для семейных
людей, а аскетам (санньясинам), наоборот,
чуть ли не запрещалось ей заниматься.
(Этой информации, например, вообще не
было в музейном каталоге йога-выставки
института
Смитсона
пару лет назад.) Ежедневный ритуал йоги,
встречающийся во всех тантрах, ещё слабо
изучен, что не так уж удивительно, ведь
он был предназначен для гуру и посвящённых
ими последователей (садхака), а не для
широких масс.
Собрать
воедино йога виньясу, описанную в
текстах, – непростая и поначалу пугающая
задача. Дело в том, что в тантрических
текстах, в отличие от руководств по
хатха-йоге, ежедневная садхана не
приводится целиком, а разбросана среди
рассуждений на другие темы. К тому же
тантры в своём большинстве намного
длиннее и сложнее, чем любой из более
поздних первоисточников, написанных
такими сиддхами тантры, как Матсьендра
и Васиштха. Например, насколько я знаю,
никто не обратил внимание, что в списке
литературы из предисловия 1934 года к
книге Кришнамачарьи «Йога макаранда»
шесть из двадцати семи текстов –
тантрические писания, а практически
все остальные первоисточники содержат
не больше двухсот строк.
Общая длина
шести тантр Кришнамачарьи (к сожалению,
их названия даны не совсем явно, чтобы
скрыть их тантрическую сущность) –
больше 55000 строк.
Из всего
списка только в этих текстах есть
«виньясы» для методов, которые приводятся
в остальных источниках – о причинах я
уже говорил .
Сейчас я
использую термины «виньяса» и «крама»
не просто в современном значении
«последовательность поз», а в том широком
смысле, в котором они встречаются в
тантрах. Связанные движениями
последовательности асан лишь входили
в более общую виньясу тантрических
ритуалов и сопровождали устоявшиеся
методы йоги: мантры, пранаяму и
визуализацию, – объединённые в поток.
На них основывался ритуал, который
должен был привести к освобождению.
А при ближайшем
рассмотрении любой «крамы» из ежедневного
ритуала (нитья-пуджи) видно, что в ней
есть своего рода «виньясы внутри виньяс».
Хороший пример – присущий всей тантре
ритуал «прадакшина видхи» из начинавшихся
на рассвете подготовительных утренних
обрядов (адхиваша, упачара) большой
ежедневной виньясы, которую выполняли
все последователи тантры.
Это процедура
(«видхи»), в которой человек, посвящённый
в учение, несколько раз обходит по кругу
(«прадакшина») специальную созданную
для ритуалов мандалу, совершая тем самым
«ятру» – паломничество. Ключевые
положения соответствуют странам света
– в этих точках нужно сделать виньясу
под названием «намаскара» («поклонение»),
и обычно это последовательность из
двенадцати поз, в которую входят весьма
своеобразные простирания. Они называются
«аштанга пранама» или «аштанга намаскара»
и отличаются тем, что восемь разных
частей тела по очереди
касаются земли. Здесь в виньясу
входят не только движения тела, но и
дыхание с мантрами, которые задают ритм
последовательности поз. И так далее.
Конечно,
именно здесь корни «сурья намаскар».
Во всех тантрах этот ежедневный обряд
объясняется немного по-разному, но я не
видел ни одной тантры, в которой бы его
не было. Более того, я покажу, что в
некоторых современных школах йоги он
сохранился практически таким же, каким
был тысячу лет назад – по крайней мере,
в том, что касается последовательности
из двенадцати положений тела.
В написанных
же после тантрического периода
справочниках по «хатха-йоге», по сути,
перечисляются методы, разбитые на
категории, и практически все они взяты
из тантрических ритуалов. Я не случайно
назвал их «справочниками» – скоро вы
увидите, что в них не содержится
практически ничего оригинального.
Меня
всегда поражает, насколько исследователи
готовы ставить эти тексты в основу
практически любого учения, и почти все
заявляют об их тантрическом происхождении,
часто предполагая, что многие методы,
считающиеся пост-тантрическими, на
самом деле происходят из самих тантр.
Здесь важно
понять, что в этих текстах, написанных
позже тантрического периода, вообще
нет ритуала «виньясы» (она же «видхи
крама»), столь необходимого для выполнения
«обрядов» йоги. Иногда только это слово
используется при описании входа в
какую-либо позу. В любом случае
скоро
я покажу, что это лишь справочники,
авторы которых пытались описать методы
«хатха-йоги», исходно возникшие в тантре,
использовавшиеся согласно её ритуалам
и в её же учениях менялись со временем.
«Sutra Journal»:
Стараниями некоторых учёных многие
считают, что метод виньяс исторически
ни на чём не основан, и Кришнамачарья,
в целом, сам придумал все пять
последовательностей аштанги, которые
затем распространяли Паттабхи Джойс и
другие учителя. Не расскажете подробнее
о том, что изменилось благодаря вашим
открытиям?
Кристофер
Томпкинс: Пока что я не видел ни одной
книги по истории йоги – это касается и
недавно написанной статьи о йоге в
энциклопедии BRILL, – в которой бы чётко
говорилось о важнейшем месте йоги в
тысячелетней традиции тантры. Как раз
тантра в корне преобразила йогу и внесла
в неё огромный вклад, включая новую для
того времени и основанную
на «хатхе» идею,
что можно составлять последовательности
асан, причём не только в положении сидя.
А западные исследователи это просто
проигнорировали и предпочли обратиться
к справочникам, уже не содержащим
виньясы; а все методы, как я уже говорил,
когда-то использовались именно в её
рамках.
Почти все
тексты по так называемой «хатха-йоге»
– по сути, лишь справочники, репутация
и достоверность которых основана на
связи с каким-то тантрическим учением,
то есть с «шастрами», вайшнавскими и
шиваистскими «божественными откровениями».
По сравнению с замысловатыми основанными
на йоге тантрическими ритуалами они
грубы и просты, но, несомненно, короче
и легче читаются, чем тантры (если вас,
конечно, устраивает список задач
практически без каких-либо объяснений).
Причём многие
тантры уже давно опубликованы и доступны
всем желающим – в том числе те самые
шесть шастр Кришнамачарьи (про которые
я собираюсь прочитать курс лекций),
принадлежащие «панча рантре», одной из
линий вайшнавской тантры.
Вне всякого
сомнения, именно из этих шести тантр
(среди всех двадцати семи указанных
источников) Кришнамачарья и попытался
возродить неповторимую и, по большей
части, утерянную «виньяса-краму».
Конечно, в наше время термин «виньяса»
сохранил только значение «последовательность
асан».
Кришнамачарья
подразумевал вовсе не это. Называя
группы поз «виньясами», он одновременно
имел в виду, что это мини-виньясы из
последовательности обрядов, обычно
сопровождавшихся мантрами. В его книгах
(в особенности «Йога макаранде»), как
видно при внимательном чтении, описание
ритуала начинается с обряда (упасана)
возложения (ньяса) мантр на ладони и
тело. «Последовательность виньясы» в
его терминологии – гармоничное сочетание
мантр, асан, пранаямы и мудр, причём
Кришнамачарья уточняет, что этот ритуал
йоги возник ещё в старинных шастрах.
Иначе говоря, для него слово «виньяса»
значило больше, чем просто «последовательность
асан».
Этот открывающий
обряд у Кришнамачарьи связан с сочетанием
асан и пранаямы, образующим так называемую
виньясу внутри основного ритуала. В
асанах ученик, по его словам, тоже должен
чётко следовать виньясе. Если в двух
словах, такое нововведение, как объединение
асан в последовательности, стало широко
использоваться к десятому веку, и с тех
пор термин «виньяса» и приобрел второе,
более узкое значение. При этом надо
сказать, что в последовательностях
каждой позе соответствовала предписанная
пранаямой семенная мантра («биджа»).
Сейчас у меня
есть десятки виньяс из асан, обнаруженные
в неявном виде в разных тантрах – в
частности, по вайшнавской линии и в
тантрах учения каула. В курсе лекций я
докажу, опираясь на тексты, что асаны
исходно считались «тронами», на которых
внутри мандалы восседали божества и
сиддхи. Каждый день последователь
ритуально обходил центр мандалы по
кругу («прадакшина видхи») и совершал
то, что мы сейчас называем «сурья
намаскар». Теперь я точно выяснил, что
это основополагающее упражнение
действительно
существовало.
Да, речь идёт именно о приветствии в
аштанге – последовательности из
двенадцати поз, о которой и Марк Синглтон,
и Норман Сьоман заявляют, что её в
двадцатом веке придумали Кришнамачарья
и прочие, к тому же много что позаимствовав
из западной гимнастики. Оба исследователя
отметают в сторону приведённый
Кришнамачарьей список источников, так
как они якобы не имеют никакого отношения
к учению, которое он пытался возродить.
Получается, чтобы иметь основания для
таких высказываний, они собственнолично
прочитали все шесть тантр, указанные
Кришнамачарьей, то есть больше 55000 строк.
Разумеется,
они всё это не читали.
С помощью
сотен ещё не опубликованных тантрических
текстов я опровергну теорию, что сурья
намаскар и многие связанные с ним асаны
придуманы недавно.
«Sutra Journal»:
Какова роль колониальной точки зрения
на йогу в западных научных кругах?
Кристофер
Томпкинс: В «Йога макаранде» Кришнамачарья
открытым текстом умоляет индийский
народ, чтобы Западу не позволяли смешивать
йогу с гимнастикой и борьбой, ведь это
было бы искажением древнейшего
драгоценного учения. Кроме того, он
надеялся, что следующие поколения
продолжат штудировать старинные тексты.
У нас есть список его источников –
конечно же, проигнорированный теми же
западными учёными, которым удалось
убедить большую часть йога-сообщества,
что система виньяса-крамы Кришнамачарьи
была во многом позаимствована из
современной гимнастики и борьбы. Я же
докажу, что, как и говорил Кришнамачарья,
эта система описана во многих средневековых
текстах.
Невозможно
даже предположить, сколько тантрических
писаний разбросано по всему полуострову
и за его пределами. По меньшей мере,
сотни тысяч – это в одних лишь индийских
хранилищах. Огромное количество
драгоценных рукописей можно найти в
сараях, где их просто оставляют гнить,
а ещё много текстов тайно вывезли из
Индии – потом они на Западе попадали в
университеты или пополняли частные
коллекции.
Кришнамачарья
завещал изучать первоисточники йоги и
беречь их; сам он – живой пример такого
кропотливого труда, при том что у него
не было современного компьютерного
оборудования. Иначе, предупреждал он,
в опасности не только отдельно взятая
традиция, но и целая культура.
Автор: Викрам Зучи
No comments:
Post a Comment