Monday, August 10, 2015

Аштанга йога как мы её знали - вкратце и подробно (перевод)

Сейчас я, Нэнси Гилгоф, расскажу, как Гуруджи учил меня первой и второй последовательностям аштанга йоги в 1973 году, когда я впервые приехала в Майсор. В тот приезд мы с Дэвидом Вильямсом занимались четыре месяца два раза в день (кроме субботы и лунных дней).
Когда я пришла в первый раз, мне дали пять сурьянамаскар А и три заключительные позы: йогамудрасану, падмасану и толасану. На втором занятии в тот же день я делала пять сурьянамаскар А и пять сурьянамаскар В, ну и последние три позы. На следующий день Гуруджи мне велел в дальнейшем делать сурьянамаскар А и В всего по три раза, а затем стал добавлять по две, если не больше, позы на каждом занятии. В конце я всегда делала тройку завершающих поз.
Гуруджи меня научил позам стоя до паршвоттанасаны, но без паривритта триконасаны и паривритта паршваконасаны, а после паршвоттанасаны надо было сделать проброс в дандасану.
Между позами сидя виньяс было немного: мы не делали пробросы между сторонами, а также между разными вариантами. То есть мы в один заход делали все джану ширшасаны (А на правую и левую стороны, В на правую и левую, С на правую и левую), и только тогда была виньяса перед маричиасанами. Здесь варианты A, B, C, D на разные ноги тоже выполнялись друг за другом без пробросов. Потом мы делали виньясу и три подхода в навасане. Баддхаконасана, упавиштхаконасана и суптаконасана были единым целым и не разделялись виньясами, так же как и убхая падангуштхасана с урдхва мукха пашчимоттанасаной – здесь надо было просто из убхая падангуштхасаны поменять захват и сразу перейти в урдхва мукха пашчимоттанасану.
В курмасане Гуруджи смотрел, чтобы мы вытягивали руки от плеч (то есть они образовывали прямую), а колени сдвигали к плечам. Перед суптакурмасаной виньясы не было: просто мы сначала тянули стопы назад, скругляя при этом спину, а потом соединяли сзади руки, а ноги скрещивали перед прижатой к груди головой.
После сету бандхасаны Гуруджи добавил уттхита хаста падангуштхасану и ардхабаддхападмоттанасану, но не в конец, а к позам стоя – после паршвоттанасаны. (В то время ни уткатасаны, ни вирабхадрасаны в последовательности не было, равно как и паривритта триконасаны и паривритта паршваконасаны – все это асаны там появились уже впоследствии.)
Как только меня научили уттхита хаста падангуштхасане и ардха баддха падмоттанасане, заполнив пробел в стоячих позах, после конца первой серии мне сразу начали давать вторую, то есть сразу после сету бандхасаны шла пашасана. Я вообще понятия не имела, что это две разные последовательности, пока перед отъездом, когда мы уже провели первые в нашей жизни четыре месяца в Майсоре, Гуруджи не выдал список асан, разбитых на начальную, промежуточную и две продвинутые серии. Тогда же он сказал нам, чтобы мы занимались только раз в день и каждый раз делали по одной последовательности. А в Майсоре мы первые два месяца с ним разучивали первую и вторую серии и всё оставшееся время их выполняли подряд два раза в день.
Во второй серии в то время тоже было меньше виньяс. Их не было между сторонами (в пашасане, краунчасане, бхарадваджасане, ардха матсьендрасане, эка пада ширшасане, паригхасане и гомукхасане). Начиная с шалабхасаны и до паршва дханурасаны асаны были сгруппированы, и виньяса была лишь в конце. Точно так же мы не прерывались между уштрасаной и капотасаной, только потом делая проброс. То же самое было между эка пада ширшасаной и йоганидрасаной: никаких виньяс до выхода через чакрасану из йоганидрасаны.
В ту первую поездку Гуруджи нам во время второй серии давал вришчикасану после карандавасаны. Нас учили пять дыханий держать пинчамаюрасану, складывать ноги в лотос и опускаться в карандавасану, пять дыханий стоять в ней, на вдохе подниматься, а затем на выдохе входить в вришчикасану на пять дыханий. Последовательность кончалась гомукхасаной, но Дэвид хотел еще что-нибудь, и по его просьбе Гуруджи добавил супта урдхвапада ваджрасану и семь стоек на голове: баддхахасташиршасануA, B, C и D, а следом за ними мукта хаста ширшасану A, B и С. По словам Гуруджи, эти асаны исходно были в четвертой серии.
Мосты с пола (урдхвадханурасана) и из положения стоя («drop-backs») давали уже после второй серии, равно как и остальные завершающие позы (пашчимоттанасану, саламба сарвангасану, халасану, карнапидасану, урдхвападмасану, пиндасану, матсьясану, уттанападасану и ширшасану). До этого мы в конце делали только йогамудрасану, падмасану и толасану.

После того как мы выучили вторую серию, Гуруджи стал нас учить пранаяме (это было в конце третьего месяца в Майсоре, когда мы где-то месяц поделали всю вторую серию).
Мне кажется, что Гуруджи добавил все эти виньясы в 1980 году, когда приехал в Мауи учить нас йоге и стал вести там занятия под счет. На мой вопрос, надо ли мне теперь их делать, или лучше продолжать делать то, чему он меня научил, он ответил, чтобы я добавила виньясы для укрепления тела. Когда он был у нас в 1980 году, в последовательности всё еще не было паривритта триконасаны, паривритт апаршваконасаны, уткатасаны и вирабхадрасаны. (Гуруджи добавил паривритта триконасану и паривритта паршваконасану в один из последующих приездов в США. Когда он вернулся учить нас в Мауи, он увидел, как мы делаем паривритта паршваконасану, спросил, зачем она нам, и заявил, что это «crazyposture», которую нужно убрать. Но всем в Мауи она так нравилась, что он разрешил нам её оставить. А уткатасана и вирабхадрасана, вероятно, вошли в последовательность ближе к концу восьмидесятых.)
Исходно курс аштанги состоял из четырех последовательностей: начальной, промежуточной, продвинутой А и продвинутой В. Еще была пятая, «последовательность риши» – Гуруджи говорил, что её можно делать, «овладев» первыми четырьмя.
Автор: Нэнси Гилгоф
Источник: http://www.ashtangamaui.com/articles-by-nancy/

No comments:

Post a Comment