Сейчас
я, Нэнси Гилгоф, расскажу, как Гуруджи
учил меня первой и второй последовательностям
аштанга йоги в 1973 году, когда я впервые
приехала в Майсор. В тот приезд мы с
Дэвидом Вильямсом занимались четыре
месяца два раза в день (кроме субботы и
лунных дней).
Когда я пришла в
первый раз, мне дали пять сурьянамаскар
А и три заключительные позы: йогамудрасану,
падмасану и толасану. На втором занятии
в тот же день я делала пять сурьянамаскар
А и пять сурьянамаскар В, ну и последние
три позы. На следующий день Гуруджи мне
велел в дальнейшем делать сурьянамаскар
А и В всего по три раза, а затем стал
добавлять по две, если не больше, позы
на каждом занятии. В конце я всегда
делала тройку завершающих поз.
Гуруджи
меня научил позам стоя до паршвоттанасаны,
но без паривритта триконасаны и паривритта
паршваконасаны, а после паршвоттанасаны
надо было сделать проброс в дандасану.
Между
позами сидя виньяс было немного: мы не
делали пробросы между сторонами, а также
между разными вариантами. То есть мы в
один заход делали все джану ширшасаны
(А на правую и левую стороны, В на правую
и левую, С на правую и левую), и только
тогда была виньяса перед маричиасанами.
Здесь варианты A,
B,
C,
D
на разные ноги тоже выполнялись друг
за другом без пробросов. Потом мы делали
виньясу и три подхода в навасане.
Баддхаконасана, упавиштхаконасана и
суптаконасана были единым целым и не
разделялись виньясами, так же как и
убхая падангуштхасана с урдхва мукха
пашчимоттанасаной – здесь надо было
просто из убхая падангуштхасаны поменять
захват и сразу перейти в урдхва мукха
пашчимоттанасану.
В
курмасане Гуруджи смотрел, чтобы мы
вытягивали руки от плеч (то есть они
образовывали прямую), а колени сдвигали
к плечам. Перед суптакурмасаной виньясы
не было: просто мы сначала тянули стопы
назад, скругляя при этом спину, а потом
соединяли сзади руки, а ноги скрещивали
перед прижатой к груди головой.
После
сету бандхасаны Гуруджи добавил уттхита
хаста падангуштхасану и
ардхабаддхападмоттанасану, но не в
конец, а к позам стоя – после паршвоттанасаны.
(В то время ни уткатасаны, ни вирабхадрасаны
в последовательности не было, равно как
и паривритта триконасаны и паривритта
паршваконасаны – все это асаны там
появились уже впоследствии.)
Как
только меня научили уттхита хаста
падангуштхасане и ардха баддха
падмоттанасане, заполнив пробел в
стоячих позах, после конца первой серии
мне сразу начали давать вторую, то есть
сразу после сету бандхасаны шла пашасана.
Я вообще понятия не имела, что это две
разные последовательности, пока перед
отъездом, когда мы уже провели первые
в нашей жизни четыре месяца в Майсоре,
Гуруджи не выдал список асан, разбитых
на начальную, промежуточную и две
продвинутые серии. Тогда же он сказал
нам, чтобы мы занимались только раз в
день и каждый раз делали по одной
последовательности. А в Майсоре мы
первые два месяца с ним разучивали
первую и вторую серии и всё оставшееся
время их выполняли подряд два раза в
день.
Во
второй серии в то время тоже было меньше
виньяс. Их не было между сторонами (в
пашасане, краунчасане, бхарадваджасане,
ардха матсьендрасане, эка пада ширшасане,
паригхасане и гомукхасане). Начиная с
шалабхасаны и до паршва дханурасаны
асаны были сгруппированы, и виньяса
была лишь в конце. Точно так же мы не
прерывались между уштрасаной и
капотасаной, только потом делая проброс.
То же самое было между эка пада ширшасаной
и йоганидрасаной: никаких виньяс до
выхода через чакрасану из йоганидрасаны.
В
ту первую поездку Гуруджи нам во время
второй серии давал вришчикасану после
карандавасаны. Нас учили пять дыханий
держать пинчамаюрасану, складывать
ноги в лотос и опускаться в карандавасану,
пять дыханий стоять в ней, на вдохе
подниматься, а затем на выдохе входить
в вришчикасану на пять дыханий.
Последовательность кончалась гомукхасаной,
но Дэвид хотел еще что-нибудь, и по его
просьбе Гуруджи добавил супта урдхвапада
ваджрасану и семь стоек на голове:
баддхахасташиршасануA,
B,
C
и D,
а следом за ними мукта хаста ширшасану
A,
B
и С. По словам Гуруджи, эти асаны исходно
были в четвертой серии.
Мосты
с пола (урдхвадханурасана) и из положения
стоя («drop-backs»)
давали уже после второй серии, равно
как и остальные завершающие позы
(пашчимоттанасану, саламба сарвангасану,
халасану, карнапидасану, урдхвападмасану,
пиндасану, матсьясану, уттанападасану
и ширшасану). До этого мы в конце делали
только йогамудрасану, падмасану и
толасану.
После того как мы выучили вторую серию, Гуруджи стал нас учить пранаяме (это было в конце третьего месяца в Майсоре, когда мы где-то месяц поделали всю вторую серию).
После того как мы выучили вторую серию, Гуруджи стал нас учить пранаяме (это было в конце третьего месяца в Майсоре, когда мы где-то месяц поделали всю вторую серию).
Мне
кажется, что Гуруджи добавил все эти
виньясы в 1980 году, когда приехал в Мауи
учить нас йоге и стал вести там занятия
под счет. На мой вопрос, надо ли мне
теперь их делать, или лучше продолжать
делать то, чему он меня научил, он ответил,
чтобы я добавила виньясы для укрепления
тела. Когда он был у нас в 1980 году, в
последовательности всё еще не было
паривритта триконасаны, паривритт
апаршваконасаны, уткатасаны и
вирабхадрасаны. (Гуруджи добавил
паривритта триконасану и паривритта
паршваконасану в один из последующих
приездов в США. Когда он вернулся учить
нас в Мауи, он увидел, как мы делаем
паривритта паршваконасану, спросил,
зачем она нам, и заявил, что это
«crazyposture»,
которую нужно убрать. Но всем в Мауи она
так нравилась, что он разрешил нам её
оставить. А уткатасана и вирабхадрасана,
вероятно, вошли в последовательность
ближе к концу восьмидесятых.)
Исходно
курс аштанги состоял из четырех
последовательностей: начальной,
промежуточной, продвинутой А и продвинутой
В. Еще была пятая, «последовательность
риши» – Гуруджи говорил, что её можно
делать, «овладев» первыми четырьмя.
Автор: Нэнси ГилгофИсточник: http://www.ashtangamaui.com/articles-by-nancy/
No comments:
Post a Comment