Friday, August 21, 2015

Как заниматься "подлинной аштангой" Кришнамачарьи (перевод)

Вот статья из моего блога «Подлинная аштанга Кришнамачарьи», которую я выложил в мае 2012 года с другим заглавием.

Чтобы понять контекст, можете почитать, как сейчас переводят «Йогасанагалу» Кришнамачарьи.
Чтобы заниматься йогой Кришнамачарьи раннего майсорского периода, или «подлинной» аштангой, самое трудное – найти время (с чем и столкнулся во время преподавания Паттабхи Джойс).
«Подлинная» аштанга включала следующие элементы (сохранившиеся и в более позднем учении Кришнамачарьи).
1. Полные виньясы. Похоже, Кришнамачарья требовал выполнять полную виньясу между позами, а между сторонами и вариантами основной позы, если они были - половину виньясы. (В дальнейшем, вероятно, Кришнамачарья стал давать виньясы только между отдельными группами асан.)
2. Дыхание было медленным и глубоким, вдох и выдох длились не меньше 10-15 секунд.
3. Позы держали долго: обычно, вероятно, 10 дыханий, а в некоторых асанах и больше.
4. Кумбхака (задержка дыхания). Чаще всего она необязательна, но во многих асанах настойчиво рекомендуется, чтобы получить как можно больше пользы, – например, во многих наклонах вперед.
5. Разные варианты поз. Вероятно, Кришнамачарья не был сторонником жесткой последовательности, и к некоторым асанам можно добавлять варианты – как подготовительные, так и усложненные (из группы продвинутых асан).
6. Пранаяма. Кришнамачарья советовал 15 минут или дольше заниматься пранаямой после асан, а затем не меньше минуты лежать в шавасане.

Разберем, к примеру, джану ширшасану.
Вход и выход – 60 секунд (если, скажем, отводить по 5 секунд на каждую виньясу).
Держим позу 10 дыханий, причем каждый вдох и выдох длится 10 секунд. То есть получается шесть с половиной минут в асане.
В аштанге есть три варианта этой позы (даже четыре, если добавить виранчьясану из продвинутой последовательности) – выходит около 20 минут.
При этом не забываем о виньясах между сторонами и вариантами – каждая секунд по 20, что дает нам еще полторы минуты.
То есть в идеале на одну джану ширшасану уходит где-то 23 минуты.

При сравнении сразу видно, что в начальной группе из «Йогасанагалу» Кришнамачарьи меньше поз, чем в первой серии аштанги. Конечно, это только общая идея, но всё же, похоже, асан не должно быть так много.
К этому же выводу пришел Паттабхи Джойс, говоря о тех, у кого мало времени. В первой из приведенных ниже цитат он описывает эту проблему, а во второй объясняет, как её можно решить. В целом, он предлагает занятым людям, которым не хватает времени выполнить всё целиком, сделать последовательность до навасаны, а затем перейти к завершающей части. Стоять на голове он вообще советует на работе. На следующий же день человек сразу после сурья намаскара (которых, кстати, он советует делать в два раза меньше) переходит к навасане.
Конечно, начинающие всё равно часто останавливаются на маричиасане С и переходят к завершающим асанам; также многие делают вторую серию до капотасаны или карандавасаны. Да и вообще в том, чтобы делать половину серии, нет ничего нового или радикального, и так поступают не только из-за уровня или нехватки времени.
Так что если хочется попробовать на себе подход Кришнамачарьи, можно взять уже знакомые первую и вторую серии, разделить пополам и заниматься, растягивая и углубляя вдох и выдох, дольше оставаясь в асанах и вставляя задержки дыхания, которые позволяют лучше включить бандхи.
Первый день
Первая серия до навасаны + пранаяма
Второй день
Первая серия, начиная с навасаны + пранаяма
Третий день
Вторая серия до бакасаны + пранаяма
Четвертый день
Вторая серия, начиная с бхарадваджасаны + пранаяма
Пятый день
Первая серия в обычном режиме
Шестой день
Вторая серия в обычном режиме

Мы часто понимаем под практикой «высокого уровня» ту, которая включает сложные асаны. Но можно на это посмотреть и по-другому, обращая больше внимания не на сами асаны, а на то, что мы в них делаем.
Насколько я понимаю, Кришнамачарья собрал «продвинутые» асаны в одну группу не для того, чтобы делать их в виде отдельной последовательности, скорее, это просто различные варианты асан из «начальной» и «промежуточной» групп. Можно задуматься, стоило ли тогда, в семидесятые и восьмидесятые годы, создавать на их основе фиксированную последовательность. Интересно было бы послушать аргументы за и против.
Мой аргумент «за» (первое, что приходит в голову): если делать продвинутую последовательность, то отрабатываешь сложные асаны каждый день, и тело развивается. А если человек пробует какую-то продвинутую асану время от времени, то не исключено, что это закончится перенапряжением.
Но у меня есть и аргумент «против»: занимаясь виньяса крамой, я делал сложные асаны, дополняя ими близкие, более простые варианты. Например, в «ассиметричной» последовательности выполняются сначала джану ширшасана и полулотосы (из первой серии), затем арчана дханурасана А и В (из четвертой серии), экапада ширшасана (из второй серии) и, наконец, скандасана и дурвасасана (из третьей серии). Ещё я часто добавляю омкарасану, паршва дандасану, капиласану, буддхасану и маричиасану Н (из четвертой серии) – их нет в книге Рамасвами, но мне кажется, что они естественным образом продолжают предыдущие асаны, которые как раз хорошо готовят тело к этим сложным вариантам, помогая не перенапрягать его. С этим можно поэкспериментировать на пятый и шестой день.





Но если присмотреться, действительно ли все эти асаны выглядят сложнее, чем джану ширшасана Кришнамачарьи на верхней фотографии? Да, джану ширшасана кажется простой, она входит и в первую серию современной аштанги, и в «начальную» группу Кришнамачарьи, но, по сути, это не что иное, как разновидность маха мудры с наклоном вперед. Это очень устойчивая поза с прочным основанием, в которой напрашивается работа с дыханием и бандхами. В ней можно оставаться очень-очень долго, задействуя в полной мере мула, уддияна и джаландхара бандхи и, возможно, делая разные варианты: глубокий наклон в джану ширшасане или же скручивание в обе стороны за счет другого захвата за ногу. Всё зависит от того, как подходишь к асане, и пять дыханий в такой позе – это чуть ли не преступление.
Конечно, если совсем некогда, можно хотя бы в полной мере использовать пашчиматтанасану (после мостов), баддха конасану и баддха падмасану, а также по-настоящему долго держать заключительные позы.
Вот цитаты, которые я упоминал.

---
Вопрос: Когда стоит делать полную виньясу? Это когда мы после каждой асаны возвращаемся в самастхити, правильно?
Да, правильно. Вы берете одну асану и заканчиваете её. После полной виньясы возвращаетесь в положение стоя. Это зависит от вашей силы. Если ее нет, остановитесь на шестой виньясе. Когда силы будет больше, делайте виньясу целиком. Сейчас времени нет (слишком много учеников).
Поэтому я и говорю, например, в пашчиматтанасане 16 виньяс, в пурвоттанасане – 15, а в ардха баддха падма пашчиматтанасане, тирьянг мукха экапада пашчимоттанасане, джану ширшасане А, В, С, маричиасане А, В – в них во всех по 22 виньясы. Это полная виньяса.
Лучше всего везде делать полную виньясу. Второй вариант – делать асаны после шестой виньясы. Когда у вас сил нет, переходите на него. После шестой виньясы на седьмой делайте пашчиматтанасану. После восьмой и девятой опять прыгайте в положение «шат» (шестой виньясы). Сейчас я вас так учу каждый день. Можете заниматься по любому из двух методов.
Метод хороший, всё нормально. Человек работает, идет на работу. Час занимайтесь йогой. Час или два, если уделить больше времени. Все асаны с полной виньясой, вся первая серия – на это вам понадобится не менее пяти часов. Вот в чем дело. Вы работаете. Вы не всё время посвящаете йоге.
Это понятно: если времени много, можно сделать полную виньясу. На одни начальные позы уходит пять часов. Это пять часов на пятьдесят асан с полной виньясой. У вас есть работа – это другое место. Да, вы получаете деньги, едите, что хотите. На саму йогу остается мало времени, очень мало, и вам очень трудно. Поэтому можно сократить время: занимайтесь один-два часа. Два часа на йогу – это хорошо. Да, так можно, я вам говорю.
Вопрос: Что делать человеку, у которого есть лишь полчаса на йогу?
Ответ: Сейчас нет времени. Много работы, времени нет. Но если есть полчаса, используйте их так: занимайтесь. Всегда начинайте с сурья намаскара, потом половина всех поз – так нормально. Половина – это значит первая серия до маричиасаны D, а на следующий день после сурья намаскар сразу делайте навасану. Делайте ширшасану и работайте – нормально.
---

Автор: Энтони Грим Холл





No comments:

Post a Comment