Friday, August 14, 2015

Как заниматься йогой, которой Кришнамачарья обучал в ранние майсорские годы? (перевод)

В 2010 году мне посчастливилось попасть на пятинедельный курс для преподавателей йоги, организованный Шриватсой Рамасвами (проучившимся более тридцати лет у Кришнамачарьи). В том числе мы там разбирали каждую строчку и каждую асану из «Йогарахасьи» и «Йога Макаранды» (1934 г.), написанных Кришнамачарьей. Примерно тогда же мне прислали копию другой его книги - «Йогасанагалу» (1941 г.). Она написана на языке каннада, но в блоге у Сатьи Мерти есть перевод этого текста. Эта статья и моя практика в целом основаны на изучении этих произведений.

Недавно я изменил название блога на «Изначальная майсорская практика Кришнамачарьи…дома», так как это больше соответствует тому, как я сейчас занимаюсь. В связи с этим захотелось написать статью о том, как я вижу учение Кришнамачарьи в ранний майсорский период и что сам делаю дома. (Ниже я привожу статью, опубликованную в мае 2012 года.)


Вот что я хотел бы добавить к этому тексту трехлетней давности.

По сути, в йоге, которой учил Кришнамачарья, его ученик Паттабхи Джойс изменил три составляющие (создав систему, которую сейчас называют аштанга виньяса йогой, или просто аштангой).

1. Последовательности («серии»)

У Кришнамачарьи нет жестких последовательностей как таковых. В таблице из «Йогасанагалу» 1941 года асаны разбиты на «группы» – в совокупности они, правда, сильно напоминают последовательность, которой Паттабхи Джойс позже обучал в виде первой и второй серий. Скорее всего, Кришнамачарья на занятиях в майсорском дворце давал асаны в том достаточно интуитивном порядке, который мы видим в списке, но по мере их освоения, вероятно, требовал от учеников, чтобы они также выполняли более продвинутый вариант после или даже вместо исходной асаны. Кришнамачарья и в дальнейшем придерживался такого подхода, о чем свидетельствует школа его ученика Шриватсы Рамасвами (виньяса крама).

Недавно меня спросили, как лучше учить последовательности виньяса крамы, созданные Кришнамачарьей и Рамасвами. На самом деле у Рамасвами есть только отдельные группы связанных между собой асан, и эти «последовательности» созданы исключительно в педагогических целях, чтобы показать, как асаны соотносятся друг с другом, как одна перетекает в другую или еще как-то с ней взаимодействует. Как только человек увидел и понял взаимосвязь (что вовсе не подразумевает, что он в состоянии все эти асаны сделать), каждый день в основу практики ложатся те асаны и мудры, которые уместны в данный момент.

Насколько я понимаю, Паттабхи Джойс создал четыре последовательности (начальную, промежуточную, продвинутую А и продвинутую В) по конкретной причине: ему понадобилась программа на четыре года для Санскритского колледжа. В основе были три группы асан, выделенные Кришнамачарьей: начальная, промежуточная и продвинутая. В какой-то момент, говорят, Дэвид Уильямс услышал от Паттабхи Джойса, что есть только три последовательности: начальная, промежуточная и продвинутая. Наверное, разбить большую группу продвинутых асан на две более короткие серии было разумной мыслью, но вот внедрение пятой и шестой серий на основе продвинутых последовательностей А и В кажется достаточно сомнительным шагом.

2. Кумбхака

Одно из главных отличий йоги, которой исходно обучал Кришнамачарья в Майсоре, от системы его ученика Паттабхи Джойса (кроме появления у Паттабхи Джойса фиксированных последовательностей асан на основе менее жесткого деления на группы у Кришнамачарьи) – это кумбхака. В книге «Йога макаранда» (1934 г.) Кришнамачарья, объясняя различые асаны, в большинстве случаев говорит о ней. В «Йогасанагалу» же кумбхака упоминается в таблице асан – правда, скорее, в контексте продвинутых поз. Однако и здесь приводятся указания к 19 начальным асанам, взятые из уже написанной «Йога макаранды», и в них всё так же фигурирует кумбхака. Все те годы, что Кришнамачарья преподавал асаны, он не переставал ей учить . Во второй, последующей части «Йога макаранды» он объясняет, как постепенно вводить кумбхаку при выполнении асан. Общая идея в том, чтобы растягивать паузы между выдохом и вдохом (или вдохом и выдохом), которые естественным образом возникают при медленном дыхании, каждую неделю прибавляя по одной секунде, пока не дойдешь до 2-5 секунд. Если уровень позволяет, кумбхаку можно увеличить до десяти секунд, а в некоторых устойчивых позах сидя или мудрах (например, в маха мудре) – даже до двадцати.

3. Больше времени в некоторых асанах – см. приложение

4. Дришти – о них я написал в следующей статье:

«ДРИШТИ: указания разных авторов и преподавателей, включая Кришнамачарью, по поводу дришти в сурья намаскар» (http://grimmly2007.blogspot.jp/2014/03/drishti-overview-of-drishtis-indicated.html).

Ну и еще вот эту можете почитать:
«Кришнамачарья и буддийская медитация: точки внимания, связанные с дыханием и добавленные к асанам» (http://grimmly2007.blogspot.jp/2015/05/krishnamacharya-and-burmese-buddhist.html).


Сейчас я делаю асаны примерно в том же порядке, в каком они расположены в аштанга виньясе Паттабхи Джойса, что примерно соответствует таблице асан из «Йогасанагалу» Кришнамачарьи. Вероятно, я дышу помедленнее, чем сейчас принято в аштанге, и, опять же, следуя указаниям Кришнамачарьи, уделяю асанам несколько меньше времени и в большей степени руководствуюсь группами, которые описаны в его книге, не придерживаясь четкой последовательности. Время от времени я дольше остаюсь в каких-то асанах, а также практически все время отрабатываю кумбхаку. Еще я иногда дополняю исходные асаны более продвинутыми вариантами, но, в целом, мне интереснее углублять основные асаны за счет работы с дыханием (удлиняя его, делая кумбхаку, подолгу держа позу, сосредотачиваясь на точках дхьяны). Я часто опускаю виньясы между сторонами и между асанами одной группы – зато, переходя от одной группы к другой, обычно делаю полную виньясу. После асан я занимаюсь пранаямой, пратьяхарой и джапа-медитацией, а в завершение еще просто сижу некоторое время.

Я не заявляю, что этот подход к йоге (или асанам) правильнее всех остальных, но всё же есть книги, написанные Кришнамачарьей в первые годы преподавания, и для меня оказалось полезно попробовать применить его указания на практике.

Я также уже некоторое время изучаю связь между ранней майсорской йогой Кришнамачарьи и исследованиями Симона Борг-Оливера и Бианки Маклисс в области анатомии и физиологии йоги – в частности, в том, что касается дыхания.

Между прочим, я всё равно считаю, что занимаюсь «аштангой».

Автор: Энтони Грим Холл
Источник: http://grimmly2007.blogspot.co.uk/2015/08/how-to-practice-krishnamacharyas-early.html


No comments:

Post a Comment