В
2010 году мне посчастливилось попасть на
пятинедельный курс для преподавателей
йоги, организованный Шриватсой Рамасвами
(проучившимся более тридцати лет у
Кришнамачарьи). В том числе мы там
разбирали каждую строчку и каждую асану
из «Йогарахасьи» и «Йога Макаранды»
(1934 г.), написанных Кришнамачарьей.
Примерно тогда же мне прислали копию
другой его книги - «Йогасанагалу» (1941
г.). Она написана на языке каннада, но в
блоге у Сатьи Мерти есть перевод этого
текста. Эта статья и моя практика в целом
основаны на изучении этих произведений.
Недавно
я изменил название блога на «Изначальная
майсорская практика Кришнамачарьи…дома»,
так как это больше соответствует тому,
как я сейчас занимаюсь. В связи с этим
захотелось написать статью о том, как
я вижу учение Кришнамачарьи в ранний
майсорский период и что сам делаю дома.
(Ниже я привожу статью, опубликованную
в мае 2012 года.)
Вот
что я хотел бы добавить к этому тексту
трехлетней давности.
По
сути, в йоге, которой учил Кришнамачарья,
его ученик Паттабхи Джойс изменил три
составляющие (создав систему, которую
сейчас называют аштанга виньяса йогой,
или просто аштангой).
1.
Последовательности («серии»)
У Кришнамачарьи нет жестких
последовательностей как таковых. В
таблице из «Йогасанагалу» 1941 года асаны
разбиты на «группы» – в совокупности
они, правда, сильно напоминают
последовательность, которой Паттабхи
Джойс позже обучал в виде первой и второй
серий. Скорее всего, Кришнамачарья на
занятиях в майсорском дворце давал
асаны в том достаточно интуитивном
порядке, который мы видим в списке, но
по мере их освоения, вероятно, требовал
от учеников, чтобы они также выполняли
более продвинутый вариант после или
даже вместо исходной асаны. Кришнамачарья
и в дальнейшем придерживался такого
подхода, о чем свидетельствует школа
его ученика Шриватсы Рамасвами (виньяса
крама).
Недавно
меня спросили, как лучше учить
последовательности виньяса крамы,
созданные Кришнамачарьей и Рамасвами.
На самом деле у Рамасвами есть только
отдельные группы связанных между собой
асан, и эти «последовательности» созданы
исключительно в педагогических целях,
чтобы показать, как асаны соотносятся
друг с другом, как одна перетекает в
другую или еще как-то с ней взаимодействует.
Как только человек увидел и понял
взаимосвязь (что вовсе не подразумевает,
что он в состоянии все эти асаны сделать),
каждый день в основу практики ложатся
те асаны и мудры, которые уместны в
данный момент.
Насколько
я понимаю, Паттабхи Джойс создал четыре
последовательности (начальную,
промежуточную, продвинутую А и продвинутую
В) по конкретной причине: ему понадобилась
программа на четыре года для Санскритского
колледжа. В основе были три группы асан,
выделенные Кришнамачарьей: начальная,
промежуточная и продвинутая. В какой-то
момент, говорят, Дэвид Уильямс услышал
от Паттабхи Джойса, что есть только три
последовательности: начальная,
промежуточная и продвинутая. Наверное,
разбить большую группу продвинутых
асан на две более короткие серии было
разумной мыслью, но вот внедрение пятой
и шестой серий на основе продвинутых
последовательностей А и В кажется
достаточно сомнительным шагом.
2.
Кумбхака
Одно
из главных отличий йоги, которой исходно
обучал Кришнамачарья в Майсоре, от
системы его ученика Паттабхи Джойса
(кроме появления у Паттабхи Джойса
фиксированных последовательностей
асан на основе менее жесткого деления
на группы у Кришнамачарьи) – это кумбхака.
В книге «Йога макаранда» (1934 г.)
Кришнамачарья, объясняя различые асаны,
в большинстве случаев говорит о ней. В
«Йогасанагалу» же кумбхака упоминается
в таблице асан – правда, скорее, в
контексте продвинутых поз. Однако и
здесь приводятся указания к 19 начальным
асанам, взятые из уже написанной «Йога
макаранды», и в них всё так же фигурирует
кумбхака. Все те годы, что Кришнамачарья
преподавал асаны, он не переставал ей
учить . Во второй, последующей части
«Йога макаранды» он объясняет, как
постепенно вводить кумбхаку при
выполнении асан. Общая идея в том, чтобы
растягивать паузы между выдохом и вдохом
(или вдохом и выдохом), которые естественным
образом возникают при медленном дыхании,
каждую неделю прибавляя по одной секунде,
пока не дойдешь до 2-5 секунд. Если уровень
позволяет, кумбхаку можно увеличить до
десяти секунд, а в некоторых устойчивых
позах сидя или мудрах (например, в маха
мудре) – даже до двадцати.
3.
Больше времени в некоторых асанах –
см. приложение
4.
Дришти – о них я написал в следующей
статье:
«ДРИШТИ:
указания разных авторов и преподавателей,
включая Кришнамачарью, по поводу дришти
в сурья намаскар»
(http://grimmly2007.blogspot.jp/2014/03/drishti-overview-of-drishtis-indicated.html).
Ну
и еще вот эту можете почитать:
«Кришнамачарья
и буддийская медитация: точки внимания,
связанные с дыханием и добавленные к
асанам»
(http://grimmly2007.blogspot.jp/2015/05/krishnamacharya-and-burmese-buddhist.html).
Сейчас
я делаю асаны примерно в том же порядке,
в каком они расположены в аштанга виньясе
Паттабхи Джойса, что примерно соответствует
таблице асан из «Йогасанагалу»
Кришнамачарьи. Вероятно, я дышу
помедленнее, чем сейчас принято в
аштанге, и, опять же, следуя указаниям
Кришнамачарьи, уделяю асанам несколько
меньше времени и в большей степени
руководствуюсь группами, которые описаны
в его книге, не придерживаясь четкой
последовательности. Время от времени
я дольше остаюсь в каких-то асанах, а
также практически все время отрабатываю
кумбхаку. Еще я иногда дополняю исходные
асаны более продвинутыми вариантами,
но, в целом, мне интереснее углублять
основные асаны за счет работы с дыханием
(удлиняя его, делая кумбхаку, подолгу
держа позу, сосредотачиваясь на точках
дхьяны). Я часто опускаю виньясы между
сторонами и между асанами одной группы
– зато, переходя от одной группы к
другой, обычно делаю полную виньясу.
После асан я занимаюсь пранаямой,
пратьяхарой и джапа-медитацией, а в
завершение еще просто сижу некоторое
время.
Я
не заявляю, что этот подход к йоге (или
асанам) правильнее всех остальных, но
всё же есть книги, написанные Кришнамачарьей
в первые годы преподавания, и для меня
оказалось полезно попробовать применить
его указания на практике.
Я
также уже некоторое время изучаю связь
между ранней майсорской йогой Кришнамачарьи
и исследованиями Симона Борг-Оливера
и Бианки Маклисс в области анатомии и
физиологии йоги – в частности, в том,
что касается дыхания.
Между
прочим, я всё равно считаю, что занимаюсь
«аштангой».
Автор: Энтони Грим Холл
Источник: http://grimmly2007.blogspot.co.uk/2015/08/how-to-practice-krishnamacharyas-early.html
No comments:
Post a Comment