ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Обычно я не пишу о физических особенностях
занятий йогой, потому что всё это очень
зависит от человека, и не всем подходит
одно и то же. Здесь я лишь делюсь
информацией, а дальше уже вам с инструктором
решать, применима ли она в вашем случае.
Вы не поверите.
Всё ещё трудно
поверить, что за 11 лет занятий я ни разу
не сложил два и два. Ладно, это не самая
фантастическая в мире новость (ну разве
что для тех, кто занимается каждый день).
Липкий
коврик – это пропс.
Я понимаю,
это потрясает до глубины души. С чего я
это взял? А с того, что такой коврик не
даёт ногам соскальзывать в асанах стоя.
Вообще-то,
липкий коврик – изобретение Анджелы
Фармер, которая из-за определённого
заболевания вообще не потела. Да-да! И
поэтому она придумала липкий коврик, и
я её не упрекаю, на её месте я бы поступил
так же. Кстати, невероятная история –
можете прочитать её здесь.
Не знаю, как
вы, а я ничем таким не страдаю – скорее,
наоборот, много потею. Мы с Анджелой
Фармер разные, и это как раз хороший
пример того, насколько индивидуальна
йога. Поэтому мне больше нравятся
майсоры, чем групповые занятия.
Не верится,
что липкий коврик – пропс? А я в конце
статьи опишу небольшой эксперимент,
который мне показал сертифицированный
преподаватель аштанги Марк Дарби, и вы
сами посмотрите – тогда поговорим
(хехехе).
Быть иль не быть пропсам?
Давайте
вообще скажем пару слов о пропсах, ладно?
Эта тема
всегда актуальна в среде аштангистов:
приехав в Майсор, чтобы заниматься у
истоков в KPJAYI, люди быстро понимают, что
в шале нет пропсов. Там нет шкафа, набитого
пенопластовыми кирпичиками и подушками.
Ну нет, не совсем так. Есть буквально
один пропс. Несколько забавный и,
безусловно, необходимый.
А теперь
подумайте о шалах и клубах йоги в ваших
краях, где пропсы есть, в общем-то, по
умолчанию. Я даже не хочу ввязываться
в этот вечный спор, потому что есть куча
разных мнений. Остановимся на том, что
пропс используется в практике, если от
него в результате есть польза. Согласны?
Отлично, идём дальше.
А что будет,
если использовать пропс, который на
самом деле не нужен?
В кого вы превращаетесь? В сидя-ниндзя или пашасана-ниндзя?
Приведу
пример другого распространённого
пропса, и посмотрим, как он воздействует
на тело.
Стул.
Западные
люди всё время стараются облегчить себе
жизнь, обставить себя комфортом: мягкие
матрасы, диваны, меньше ходьбы – ну вы
же понимаете, о чем я? Нам не хочется
сидеть на полу, и поэтому везде стоят
стулья. От них буквально никуда не
денешься, а если кто сядет на пол, на
него странно посмотрят.
У Кэти Боумэн
есть книга под названием «Разгоняем
ДНК: путь к здоровью через естественное
движение», где она описывает, как
современный образ жизни превращает нас
в «сидя-ниндзя». Мы просто мастерски
сидим на стульях, ведь именно этим мы и
занимаемся целый день. Отсюда разные
изменения в теле: зажимаются мышцы
бёдер, подвздошно-поясничные мышцы
укорачиваются, а ягодичные – не
развиваются, и многое другое. Ещё это
действует на психику, но об этом в другой
раз.
А что будет,
если убрать стул? Это было одним из моих
первых впечатлений от Индии. Там намного
меньше стульев-пропсов. Что делает
человек без стула? Сидит на полу или на
корточках. И что мы имеем?
Баддхаконасана
Пашасана
А вы сидите
на стуле? Или на полу?
Я дома работаю
за компьютером, и года два назад я
отказался от стула и стал сидеть на
полу. Поначалу было трудно с непривычки,
но сейчас мне так уже вполне удобно. (Я
как раз недавно выложил в Инстаграм
фотографию своего кабинета с новыми
коврами, так что можете взглянуть.) На
стуле я сижу, только если нет выбора. Я
работаю сидя по-турецки, в полулотосе
или в пашасане.
Липкий коврик: польза или вред?
Теперь
посмотрим на липкий коврик. Появился
он не так уж давно, где-то в 1982 году. А
йоге сколько лет? Вот именно, намного
больше.
Как занимались,
когда коврики не были липкими? Если
верить книге А. Дж. Мохана «Кришнамачарья,
его жизнь и учение», у Кришнамачарьи
позы стоя делали на полу, а позы сидя –
на одеяле или коврике.
Я спросил
Марка Дарби, как они первое время
занимались у Паттабхи Джойса.
«Мы занимались
на ковре, покрывавшем пол старой шалы.
Тогда не было ни липких, ни даже приличных
хлопковых ковриков. Индийцы подкладывали
полотенчики, чтобы пот капал на них. В
конце концов мы нашли хлипкие тканые
коврики, они тянулись и быстро рвались.
Прошло несколько лет, и нам попались
коврики, свалянные из остатков шелка,
и они нам пригодились, когда мы стали
потеть. Вообще же, это было полезно:
чтобы не соскальзывать, приходилось
цепляться за пол. А на липком коврике
можно и так стоять», – Марк Дарби,
сертифицированный преподаватель
аштанги.
А потом пришла
Анджела Фармер, и появилось массовое
производство ковриков для йоги. Первым
липкие коврики стал делать её отец, чуть
позже – Хагга Магга. Теперь немало
производителей рекламируют коврики,
подчеркивая, что они «не скользят».
Есть ли от него польза? Или он только мешает укреплению тела и не дает заложить прочный фундамент?
Об этом уже
и раньше говорили.
«На семинаре
по правке, который Нэнси Гилгоф провела
в Лос-Анджелесе на прошлой неделе, она
прямо сказала, что перед открывающей
мантрой надо на липкий коврик постелить
коврик из ткани и больше его не убирать.
Возвращаясь
к коврику из ткани – Нэнси считает, что
не стоит в середине последовательности
прерываться, чтобы его развернуть,
полить его водой или еще что-либо сделать,
так как это мешает сосредоточению и
дыханию. К тому же идея в том, чтобы уметь
сохранять равновесие на его поверхности,
это поможет стать сильнее».
Блог Confluence
Countdown: «Краткая история ковриков для йоги»
Дальше вам
решать, отказаться от пропса или нет.
Когда я об этом узнал, я уже прозанимался
много лет. Я всегда разворачивал хлопковый
коврик после асан стоя, и то, скорее,
потому что от пота обычный коврик начинал
проскальзывать. А потом на семинаре
Марка и Шанкары Дарби нам дали то самое
упражнение, о котором я говорил.
Вот оно: берём
одеяло (одно из тех, которые обычно лежат
в зале на случай, если кто-то мёрзнет в
шавасане) и кладём на пол. В студиях йоги
он чаще всего деревянный, так что одеяло
будет хорошо скользить. Потом надо
слегка сложить его посередине, чтобы
вышло нечто вроде гребня. Вот, теперь
это коврик для йоги, и цель – сделать
позы стоя, чтобы при этом складка не
исчезла, то есть нельзя растягивать
одеяло.
Это точная
противоположность липкого коврика, и
сразу становится видно, насколько он
помогает ногам не разъезжаться. Иначе
говоря, как мало этому помогают мышцы.
После этого упражнения я решил попробовать
сразу положить хлопковый коврик в начале
занятия – оказалось сложно! (Правда,
проще, чем на одеяле, поскольку коврик
не такой гладкий.)
Это всё равно,
что начать сидеть на полу: сначала жестко
и неудобно, но потом привыкаешь, и я,
например, вижу, что у меня прибавилось
сил в асанах. В частности, в уттхита
хаста падангуштхасане и навасане,
которые мне всегда тяжело давались. Все
их знают и каждый раз мечтают, чтобы они
побыстрее прошли :-)
Как всегда,
«исследования» продолжаются, и я вижу,
что можно пойти ещё дальше.
Ну и перед
тем как расстаться, расскажу о пропсе
в KPJAYI. Когда я там был в первый раз, то,
занимаясь в шале, как-то услышал жуткий
грохот. Как звон колокола, только на
самом деле это кто-то, опускаясь в мост,
ударился головой о пол. «Ничего себе»,
– подумал я. – «Сейчас кого-то увезут
в больницу». Тем временем грохот
повторился.
Уже потом я
узнал, что это был мой друг Иан. Он
рассказал, что это не то чтобы ужасно
больно, но тем, у кого есть такая
особенность, разрешают подкладывать
под голову подушку, чтобы не биться о
пол.
Вот о чем я.
Без этого пропса правда никуда.
Без этого пропса правда никуда. |
Автор: Клинт Гриффтс
Источник: http://ekaminhale.com/blogs/news/38803076-the-secret-prop-why-the-sticky-mat-is-the-chair-of-yoga
No comments:
Post a Comment