Thursday, September 17, 2015

Тайный пропс, или почему липкий коврик – стул йоги (перевод)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Обычно я не пишу о физических особенностях занятий йогой, потому что всё это очень зависит от человека, и не всем подходит одно и то же. Здесь я лишь делюсь информацией, а дальше уже вам с инструктором решать, применима ли она в вашем случае.

Вы не поверите.

Всё ещё трудно поверить, что за 11 лет занятий я ни разу не сложил два и два. Ладно, это не самая фантастическая в мире новость (ну разве что для тех, кто занимается каждый день).

Липкий коврик – это пропс.

Я понимаю, это потрясает до глубины души. С чего я это взял? А с того, что такой коврик не даёт ногам соскальзывать в асанах стоя.

Вообще-то, липкий коврик – изобретение Анджелы Фармер, которая из-за определённого заболевания вообще не потела. Да-да! И поэтому она придумала липкий коврик, и я её не упрекаю, на её месте я бы поступил так же. Кстати, невероятная история – можете прочитать её здесь.

Не знаю, как вы, а я ничем таким не страдаю – скорее, наоборот, много потею. Мы с Анджелой Фармер разные, и это как раз хороший пример того, насколько индивидуальна йога. Поэтому мне больше нравятся майсоры, чем групповые занятия.


Не верится, что липкий коврик – пропс? А я в конце статьи опишу небольшой эксперимент, который мне показал сертифицированный преподаватель аштанги Марк Дарби, и вы сами посмотрите – тогда поговорим (хехехе).


Быть иль не быть пропсам?


Давайте вообще скажем пару слов о пропсах, ладно?

Эта тема всегда актуальна в среде аштангистов: приехав в Майсор, чтобы заниматься у истоков в KPJAYI, люди быстро понимают, что в шале нет пропсов. Там нет шкафа, набитого пенопластовыми кирпичиками и подушками. Ну нет, не совсем так. Есть буквально один пропс. Несколько забавный и, безусловно, необходимый.

А теперь подумайте о шалах и клубах йоги в ваших краях, где пропсы есть, в общем-то, по умолчанию. Я даже не хочу ввязываться в этот вечный спор, потому что есть куча разных мнений. Остановимся на том, что пропс используется в практике, если от него в результате есть польза. Согласны? Отлично, идём дальше.

А что будет, если использовать пропс, который на самом деле не нужен?


В кого вы превращаетесь? В сидя-ниндзя или пашасана-ниндзя?



Приведу пример другого распространённого пропса, и посмотрим, как он воздействует на тело.

Стул.

Западные люди всё время стараются облегчить себе жизнь, обставить себя комфортом: мягкие матрасы, диваны, меньше ходьбы – ну вы же понимаете, о чем я? Нам не хочется сидеть на полу, и поэтому везде стоят стулья. От них буквально никуда не денешься, а если кто сядет на пол, на него странно посмотрят.

У Кэти Боумэн есть книга под названием «Разгоняем ДНК: путь к здоровью через естественное движение», где она описывает, как современный образ жизни превращает нас в «сидя-ниндзя». Мы просто мастерски сидим на стульях, ведь именно этим мы и занимаемся целый день. Отсюда разные изменения в теле: зажимаются мышцы бёдер, подвздошно-поясничные мышцы укорачиваются, а ягодичные – не развиваются, и многое другое. Ещё это действует на психику, но об этом в другой раз.

А что будет, если убрать стул? Это было одним из моих первых впечатлений от Индии. Там намного меньше стульев-пропсов. Что делает человек без стула? Сидит на полу или на корточках. И что мы имеем?


Баддхаконасана





Пашасана


А вы сидите на стуле? Или на полу?

Я дома работаю за компьютером, и года два назад я отказался от стула и стал сидеть на полу. Поначалу было трудно с непривычки, но сейчас мне так уже вполне удобно. (Я как раз недавно выложил в Инстаграм фотографию своего кабинета с новыми коврами, так что можете взглянуть.) На стуле я сижу, только если нет выбора. Я работаю сидя по-турецки, в полулотосе или в пашасане.


Липкий коврик: польза или вред?


Теперь посмотрим на липкий коврик. Появился он не так уж давно, где-то в 1982 году. А йоге сколько лет? Вот именно, намного больше.

Как занимались, когда коврики не были липкими? Если верить книге А. Дж. Мохана «Кришнамачарья, его жизнь и учение», у Кришнамачарьи позы стоя делали на полу, а позы сидя – на одеяле или коврике.

Я спросил Марка Дарби, как они первое время занимались у Паттабхи Джойса.

«Мы занимались на ковре, покрывавшем пол старой шалы. Тогда не было ни липких, ни даже приличных хлопковых ковриков. Индийцы подкладывали полотенчики, чтобы пот капал на них. В конце концов мы нашли хлипкие тканые коврики, они тянулись и быстро рвались. Прошло несколько лет, и нам попались коврики, свалянные из остатков шелка, и они нам пригодились, когда мы стали потеть. Вообще же, это было полезно: чтобы не соскальзывать, приходилось цепляться за пол. А на липком коврике можно и так стоять», – Марк Дарби, сертифицированный преподаватель аштанги.

А потом пришла Анджела Фармер, и появилось массовое производство ковриков для йоги. Первым липкие коврики стал делать её отец, чуть позже – Хагга Магга. Теперь немало производителей рекламируют коврики, подчеркивая, что они «не скользят».


Есть ли от него польза? Или он только мешает укреплению тела и не дает заложить прочный фундамент?


Об этом уже и раньше говорили.

«На семинаре по правке, который Нэнси Гилгоф провела в Лос-Анджелесе на прошлой неделе, она прямо сказала, что перед открывающей мантрой надо на липкий коврик постелить коврик из ткани и больше его не убирать.

Возвращаясь к коврику из ткани – Нэнси считает, что не стоит в середине последовательности прерываться, чтобы его развернуть, полить его водой или еще что-либо сделать, так как это мешает сосредоточению и дыханию. К тому же идея в том, чтобы уметь сохранять равновесие на его поверхности, это поможет стать сильнее».


Дальше вам решать, отказаться от пропса или нет. Когда я об этом узнал, я уже прозанимался много лет. Я всегда разворачивал хлопковый коврик после асан стоя, и то, скорее, потому что от пота обычный коврик начинал проскальзывать. А потом на семинаре Марка и Шанкары Дарби нам дали то самое упражнение, о котором я говорил.

Вот оно: берём одеяло (одно из тех, которые обычно лежат в зале на случай, если кто-то мёрзнет в шавасане) и кладём на пол. В студиях йоги он чаще всего деревянный, так что одеяло будет хорошо скользить. Потом надо слегка сложить его посередине, чтобы вышло нечто вроде гребня. Вот, теперь это коврик для йоги, и цель – сделать позы стоя, чтобы при этом складка не исчезла, то есть нельзя растягивать одеяло.

Это точная противоположность липкого коврика, и сразу становится видно, насколько он помогает ногам не разъезжаться. Иначе говоря, как мало этому помогают мышцы. После этого упражнения я решил попробовать сразу положить хлопковый коврик в начале занятия – оказалось сложно! (Правда, проще, чем на одеяле, поскольку коврик не такой гладкий.)

Это всё равно, что начать сидеть на полу: сначала жестко и неудобно, но потом привыкаешь, и я, например, вижу, что у меня прибавилось сил в асанах. В частности, в уттхита хаста падангуштхасане и навасане, которые мне всегда тяжело давались. Все их знают и каждый раз мечтают, чтобы они побыстрее прошли :-)

Как всегда, «исследования» продолжаются, и я вижу, что можно пойти ещё дальше.

Ну и перед тем как расстаться, расскажу о пропсе в KPJAYI. Когда я там был в первый раз, то, занимаясь в шале, как-то услышал жуткий грохот. Как звон колокола, только на самом деле это кто-то, опускаясь в мост, ударился головой о пол. «Ничего себе», – подумал я. – «Сейчас кого-то увезут в больницу». Тем временем грохот повторился.

Уже потом я узнал, что это был мой друг Иан. Он рассказал, что это не то чтобы ужасно больно, но тем, у кого есть такая особенность, разрешают подкладывать под голову подушку, чтобы не биться о пол.

Вот о чем я. Без этого пропса правда никуда.

Без этого пропса правда никуда.



Автор: Клинт Гриффтс









No comments:

Post a Comment