Friday, September 25, 2015

Самоинтервью

Вот небольшое интервью, которое я, как истинный "универсал", взяла сама у себя. Написано для сайта студии йоги EIYOO, где я недавно начала преподавать аштанга-виньяса йогу. 




Что для Вас важно в преподавании?
Главным образом, мне хотелось бы, чтобы каждый мог искать что-то своё – в рамках аштанга-виньяса йоги. Те асаны, которую я даю на занятиях, я сама регулярно делаю, и поэтому представляю себе, как их объяснять и отстраивать. Таким образом, я слежу за формой и за тем, чтобы практика была безопасной. Кроме того, для меня очень важно создать такую атмосферу, в которой бы люди чувствовали, что к ним относятся с вниманием и уважением, независимо от их особенностей. Мне кажется, что только в таких условиях человек по-настоящему может раскрыться и найти для себя (или в себе) что-то новое.

Что Вы ждете от тех, кто у Вас занимается?
Ничего сверхъестественного: достаточно слушать указания и стараться им следовать... Я не жду, что всё получится идеально, и понимаю, что у всех разные данные. Кому-то легко наклониться и поставить локти на пол, а кто-то пока и не мечтает дотянуться пальцами до пола. Есть те, кто мгновенно запоминает объяснения, а другим надо по много раз всё повторять. Какая разница? Главное – стараться и быть готовым каждый раз чуть-чуть выходить за то, что вы считаете своим пределом.
Ещё хотелось бы немного доверия. Какие-то инструкции могут показаться странными или излишними, и возникает соблазн поспорить. Безусловно, я лишь человек и могу ошибаться, но обычно я всё же не просто так командую. Если уж вы пришли ко мне на занятие, давайте попробуем так, как я советую...
Ну и желательно, чтобы от занятий было удовольствие. Если это сплошное насилие над собой, то стоит задуматься: может, что-то не так?

Что получат люди от Ваших занятий?
Как знать! Могу только поделиться тем, что мне говорят люди после занятий. Ясная голова, спокойствие, способность быстрее и эффективнее работать, улучшение самочувствия, физическая сила и выносливость – вот далеко не исчерпывающий список. Это из того, что чувствуется сразу. А дальше, если говорить о более глубоких изменениях, то каждому йога, несомненно, что-то даст, но это я уже не могу предсказать. Во всяком случае, я верю, что все получат то, что им нужно.

Из чего состоит Ваша личная практика?
Как и у любого аштангиста, это последовательности асан шесть дней в неделю. Обычно выходит где-то два часа в день. Асаны – это не только завязывание тела всевозможными узлами, а ещё и сосредоточение на процессе, концентрация взгляда, осознанное дыхание, ну и любимые бандхи – замки. Сейчас я разучиваю вторую, среднего уровня последовательность аштанга-виньяса йоги. Заниматься не всегда легко, и бывают дни, когда хочется сбежать с коврика и порыдать в тёмном углу, но всё вместе очень увлекательно, и после шавасаны обычно встаешь с ясным и светлым сознанием.

Какие у Вас творческие планы на ближайший год?
В октябре собираюсь на семинар Петри Ряйсянена. Меня очень интересует его подход, сочетающий в себе целительство и аштангу. Поскольку я сама занимаюсь рейки и альтернативная медицина мне близка, я была бы очень рада, если бы кто-нибудь научил меня грамотно включать подобные навыки в преподавание аштанги – а может, даже и в личную практику.
В декабре впервые поеду в Майсор, на родину аштанга-виньяса йоги. Много слышала об этом месте, теперь увижу собственными глазами. Надеюсь глубже понять суть того, чем занимаюсь, или даже что-то переосмыслить. Ну и, конечно же, будет интересно позаниматься у дочери основателя стиля.
А дальше посмотрим. Буду изо дня в день как можно более осознанно делать асаны, набираться педагогического опыта. Даже интересно, что жизнь принесёт!

Какие трудности Вы испытывали в практике и как Вы с ними справились (справляетесь)?
Периодически что-то начинает болеть. Иногда это временно, и достаточно просто потерпеть, пока тело не приспособится к новым асанам или к каким-то другим непривычным условиям. Но бывает, что боль не проходит, и, по всей видимости, вызвана неправильной отстройкой асан или неверными акцентами. Тогда приходится анализировать, что может быть не так, а ещё лучше – позаниматься у инструктора, который разбирается в таких вещах и готов уделять им время. Кто-то, конечно, говорит, что лучше игнорировать такие вещи и довериться практике...но как преподаватель я пока не готова к такому подходу.
Некоторые асаны никак не даются: мучаешься в них изо дня в день, и будто всё без толку. Утешаю себя тем, что у меня целая жизнь на то, чтобы их освоить, да и вообще не в асанах счастье. Если бы я гналась за идеальной силой и гибкостью, то пошла бы, скажем, учиться цирковому мастерству. Всё-таки йога (пусть и аштанга-виньяса) – это намного больше, чем физкультура.
Временами могут всплывать не очень приятные эмоции. У меня такое бывает нередко, и я не понаслышке знакома со слезами на коврике. Ну что тут скажешь...пока умею только дышать, двигаться дальше и ждать, когда волна спадёт. Иногда тело и психика неожиданно сильно реагируют, когда начинаешь осваивать новые асаны: у меня даже может подняться температура (такое было, например, после первой капотасаны). К счастью, пока это быстро проходило.
А, ну и лень, мать всей культуры! Тут средство одно: не слушать, что там бормочет внутренний голос, развернуть коврик и спокойно начать с сурья намаскар. Через пару кругов, наоборот, приходится себя сдерживать – мне, по крайней мере!

Чего бы Вы пожелали практикующему Ваше направление?
Физических и душевных сил, терпения и радости от процесса. Хороший и подходящий именно вам инструктор тоже не повредит, мягко говоря. А ещё желаю в чем-то найти поддержку, которая поможет ему не отступить, даже когда очень тяжело. Друзья, учитель, Бог, семья, некий идеал – каждому подходит что-то своё. Ну и удачи – она никогда не бывает лишней.

Какие ресурсы (книги, сайты) помогают Вам в практике и при подготовке к Вашим занятиям?
Книги... Мне очень понравилась «Анатомия йоги» Лесли Каминофф – особенно интересна там общая теоретическая часть. У Петри Ряйсянена очень подробно описываются все виньясы первой и второй серий, и с того момента, как они были написаны, изменений произошло не так много, так что это чудесные настольные книги.
Из интернет-ресурсов мне пока больше всего пригодился англоязычный yoganatomy.com Дэвида Кейла. Во-первых, там интересные статьи, а во-вторых, на сайте можно купить замечательные видеоматериалы. Видео про анатомию йоги очень понятны и будут полезны всем, а видео по правкам мне очень помогают в преподавании. 

Автор: Юлия Денисова (в кои-то веки)


No comments:

Post a Comment