Thursday, October 8, 2015

Не одержимость ли это? (перевод)

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в Индии, сидел я в жаркой комнате, битком набитой йогами. Все они слушали речь Шарата, внука Паттабхи Джойса и хранителя традиции аштанга-виньяса йоги. Сначала он рассказывал о занятиях йогой, а затем, как и всегда на еженедельной встрече с Шаратом, пришло время вопросов и ответов, то есть смущенного ерзанья, пока кто-нибудь наконец не задаст вопрос. И – о чудо! – поднялась рука, и чей-то голос вопросил: «Сколько раз можно пытаться сделать асану во время занятия?» Ответ был простым: «Три раза. Больше – одержимость».

Йога – инструмент для очищения разума. Одержимость затуманивает разум, причем чем угодно, включая йогу.

В аштанге каждый день делают одну и ту же последовательность асан. Как только какая-то поза «освоена», после неё добавляют другие, а в перспективе появляются и следующие последовательности, имеющие мало отношения к тому, что было в начале.

«Освоена» я написал в кавычках. Что такое освоение асаны? В «Йога-сутрах» Патанджали говорится, что в устойчивой и удобной асане на человека уже не действуют пары противоположных сил этого мира («Йога-сутры», II.46 и 48). То есть боль и удовольствие, жар и холод, болезнь и здоровье уже не должны на нас влиять.

С таким определением за всё время занятий йогой я освоил где-то ноль асан. Эх...

Для меня освоение асан – нечто другое. Каждый раз в начале занятия поётся мантра, в которой есть слова «samsara halahala mohasantyai», что означает «развеять заблуждение, этот яд самсары». Самсара – это рождение, жизнь, смерть, снова рождение, жизнь, смерть, ещё одно рождение...короче, вы поняли. Как же применить понятие самсары к именно этой жизни? Ответ: учиться на своих ошибках, а не повторять их снова и снова. Каждый раз, пытаясь войти в асану, вы с определённой вероятностью что-то делаете не так. Если человек благодаря таким ошибкам набрал достаточно опыта, чтобы регулярно выполнять какую-то позу, при этом не переутомляясь, и получать от неё разумную пользу, то можно говорить о том, что он освоил её.

Почему бы нам не делать отдельно каждую асану, доводя её до совершенства? Часто ученики спрашивают, нельзя ли дополнительно позаниматься, чтобы определенная асана лучше получалась.

Может, потолкать штангу? Или поделать упражнения на пресс? Или позаниматься растяжкой перед занятием?

И всегда я отвечаю одно и то же: нет.

На самом деле я несколько кривлю душой, но для дела. Каждую асану можно усовершенствовать, есть много способов, но даже если она будет даваться легче, вы никуда не продвинетесь в йоге. Как-то летом мне безумно захотелось освоить вход в стойку на руках с прямыми ногами, и я поставил себе цель научиться к концу лета. Тогда я пошёл в тренажерный зал, стал заниматься с инструктором и каждый день отрабатывать стойку на руках – к концу лета у меня всё получилось.

Какой я молодец!

Теперь я умею входить в стойку на руках с прямыми ногами. Но, к сожалению, от этого я не приблизился к состоянию йоги, которое подразумевает полное сосредоточение на одном-единственном предмете. Йога как раз учит сохранять концентрацию в течение определённого времени, но для этого нужно постоянство: каждый день вставать на коврик, ошибаться и смиряться с тем, что сегодня что-то получилось, а что-то – нет.

За счёт постоянства устойчивой и спокойной будет вся последовательность, а не только отдельно взятая асана или группа асан. А постепенно это состояние через подсознание будет проникать и в повседневную жизнь, и вы вдруг заметите, что чаще улыбаетесь и меньше переживаете из-за неприятностей. Со временем подобное душевное равновесие начнёт передаваться другим, и вы увидите, как атмосфера в семье, на работе и в вашем окружении меняется к лучшему. Занимаясь йогой, вы повлияете на тех, с кем непосредственно или даже косвенно общаетесь, и в этом как раз смысл последней строки заключительной мантры в аштанга-виньяса йоге.

Lokah samastah sukhino bhavantu
Пусть живые существа во всём мире будут счастливы и свободны.

Сколько бы раз я идеально ни встал на руки, от этого все существа в этом мире не станут ни счастливее, ни свободнее. Йога же учит упорству и постоянству, и благодаря ей я могу улучшить и свою жизнь, и жизнь тех, кто меня окружает.

Om shanti shanti shanti
Мир Богу, мир всей вселенной, мир мне.

IMG_4119

Автор: Майкл Гиу
Источник: http://sadhanainthecity.com/2015/09/08/obsessed-much/

No comments:

Post a Comment