Saturday, October 3, 2015

Йога и четыре цели жизни (перевод)



Nandi

В контексте индийской цивилизации йога – это путь к мокше, или самореализации. В свою очередь, мокша – одна из четырех целей жизни, где остальные – дхарма (добродетель), артха (процветание) и кама (удовольствие).

Четыре цели жизни

Пурушартхи, или «четыре цели жизни», – это важнейшее понятие индийской философии. Каждой из целей соответствуют учения и литература : «Артхашастра» – длинный текст, который учит государственному управлению и мирской мудрости; «Кама сутра»; Дхармашастры, в числе которых великие эпические произведения «Рамаяна» и «Махабхарата»; Мокшашастры вроде «Йога сутр». У всех разные склонности, и в разные периоды жизни людей может сильно тянуть к одной или нескольким целям. Здесь важны именно индивидуальные особенности: путь не один, и это объясняет огромное мирское и духовное разнообразие Индии.

Самореализация

Тема йоги и самореализации появляется уже в древнейших индийских текстах: Ведах и Упанишадах. Примерно 2000 лет назад этот путь был систематизирован в «Йога сутрах», в которых приводятся уже конкретные методы. В тот же период развивались и описывались другие пути, например, буддизм, джайнизм, а позже и тантра.

В «Бхагавад-гите» говорится о нескольких видах йоги: карма-йога (служение), бхакти-йога (преданность) и джнана-йога (знания). И опять же, выбор за человеком, в зависимости от его склонностей.

«Йога сутры» Патанджали описывают восьмеричный путь, который начинается с нравственных соображений, а затем шаг за шагом ведёт к медитации. В тексте не приводится ни одной позы, кроме сидения в медитации; те асаны, которые встречаются сегодня, описаны уже в более поздних источниках как вспомогательное средство для медитации.

Ограничения разума

«Йога сутры» начинаются с фразы: «Цель йоги – успокоить ум и тем самым выйти за его пределы». А задолго до них эта мысль объясняется в «Мундака упанишаде», где говорится: «Есть два вида знаний о себе: исторические и вневременные. И ум неспособен постичь те, что за пределами времени». Отсюда йога и медитация.

Если, пытаясь полностью познать себя, призвать на помощь ум, он будет выстраивать причинно-следственные цепочки, что приведёт его к вопросу происхождения мира, так как человек – часть вселенной. Без ответа на этот вопрос абсолютное самопознание невозможно, а ум неспособен охватить то, что считает первопричиной – так же, как бесполезно гнаться за недостижимым горизонтом. Поэтому нужно выйти за пределы разума, который ограничивает возможности самопознания. Физик Дэвид Бом как-то по этому поводу спросил: «Если мысль – лишь часть всего сущего, разве может она вместить всё сущее?»

Сознание

Система йоги описывает сознание как глубинную суть действительности, и именно от него зависят восприятие и познание этого мира, в том числе тела. Если бы сознание было свойством материи, возникшим на определенном этапе, это бы не соответствовало утверждению йоги, что, исследуя сознание, можно достичь абсолютного знания.

Йога противопоставлена и материализму, и теизму: оба направления провозглашают существование «первопричины», которая может называться «большой взрыв» в первом случае и «Бог» – во втором. В индийском видении не существует традиционной западной концепции Бога как создателя, отдельного от созданного им мира. В самом деле, в «Йога-Васиштхе» говорится: «Если и вправду Бог управляет всем в этом мире, какой смысл что-либо делать?» Поэтому сейчас в научных кругах возникло неодобрительное отношение к словам «религия» и «Бог» в значении индийской «дхармы». Дхарма и религия – разные вещи.

Два вида знаний

В эпистемологии (теории познания) дхармы существует два вида знаний: гьяна и вигьяна. Вигьяна сродни науке, которая измеряет и осмысливает действительность. Она считается полезной, но ограниченной, так как опирается на причинно-следственные связи и неизбежно застревает на вопросе «первопричины». Вигьяна – разделенное, или двойственное знание, в отличие от гьяны – недвойственного знания, находящегося за пределами измеримого. Именно к нему стремятся в йоге посредством медитации.

«Я»

Нетрудно понять, что в поисках первопричины ум сталкивается с неизмеримостью. В Упанишадах написано, что есть три неизмеримые вещи: атма («я»), джнана (сознание) и Брахман (всё сущее). Причина в том, что все они неотделимы от нас –невозможно выйти за пределы себя, сознания или мира. Неизмеримое постигается лишь в самопознании.

Если погрузиться в глубокое медитативное состояние, то приходят те самые знания о себе за гранью действительности, о которых говорится в йоге. В «Чхандогья упанишаде» есть такое высказывание, как «тат твам аси» – «это ты». Ты – вселенная, смотрящая сама на себя.


NatarajaИндийское слово «йога» происходит от санскритского глагольного корня «yuj» – «объединять, соединять», который этимологически связан с английским словом «yoke» (хомут, парная упряжка) и в каком-то смысле является аналогом слова «религия» (от латинского «re-ligio» – связывать, сцеплять). Религия привязывает человека к Богу, создателю. Но в то время как религия обозначает связь, исторически созданную с помощью соглашения, святыни или Корана, йога – это психологическая связь ума с высшим принципом, «благодаря которому ум может знать». Кроме того, йога на самом деле связывает «я» с «я» и сознание с сознанием, потому что лишь в иллюзии майи кажется, что не всё едино; религия же связывает две разных вещи: человека и Бога.

 Джозеф Кэмпбелл, «Маски Бога», третий том: «Восточная мифология»

Автор: Панкадж Сетх

No comments:

Post a Comment