В контексте
индийской цивилизации йога – это путь
к мокше, или самореализации. В свою
очередь, мокша – одна из четырех целей
жизни, где остальные – дхарма (добродетель),
артха (процветание) и кама (удовольствие).
Четыре цели
жизни
Пурушартхи,
или «четыре цели жизни», – это важнейшее
понятие индийской философии. Каждой из
целей соответствуют учения и литература :
«Артхашастра»
– длинный текст, который учит
государственному управлению и мирской
мудрости; «Кама сутра»; Дхармашастры,
в числе которых великие эпические
произведения «Рамаяна» и «Махабхарата»;
Мокшашастры вроде «Йога сутр». У всех
разные склонности, и в разные периоды
жизни людей может сильно тянуть к одной
или нескольким целям. Здесь важны именно
индивидуальные особенности: путь не
один, и это объясняет огромное мирское
и духовное разнообразие Индии.
Самореализация
Тема йоги и
самореализации появляется уже в
древнейших индийских текстах: Ведах и
Упанишадах. Примерно 2000 лет назад этот
путь был систематизирован в «Йога
сутрах», в которых приводятся уже
конкретные методы. В тот же период
развивались и описывались другие пути,
например, буддизм, джайнизм, а позже и
тантра.
В «Бхагавад-гите»
говорится о нескольких видах йоги:
карма-йога (служение), бхакти-йога
(преданность) и джнана-йога (знания). И
опять же, выбор за человеком, в зависимости
от его склонностей.
«Йога сутры»
Патанджали описывают восьмеричный
путь, который начинается с нравственных
соображений, а затем шаг за шагом ведёт
к медитации. В тексте не приводится ни
одной позы, кроме сидения в медитации;
те асаны, которые встречаются сегодня,
описаны уже в более поздних источниках
как вспомогательное средство для
медитации.
Ограничения
разума
«Йога сутры»
начинаются с фразы: «Цель йоги – успокоить
ум и тем самым выйти за его пределы». А
задолго до них эта мысль объясняется в
«Мундака упанишаде», где говорится:
«Есть два вида знаний о себе: исторические
и вневременные. И ум неспособен постичь
те, что за пределами времени». Отсюда
йога и медитация.
Если, пытаясь
полностью познать себя, призвать на
помощь ум, он будет выстраивать
причинно-следственные цепочки, что
приведёт его к вопросу происхождения
мира, так как человек – часть вселенной.
Без ответа на этот вопрос абсолютное
самопознание невозможно, а ум неспособен
охватить то, что считает первопричиной
– так же, как бесполезно гнаться за
недостижимым горизонтом. Поэтому нужно
выйти за пределы разума, который
ограничивает возможности самопознания.
Физик Дэвид Бом как-то по этому поводу
спросил: «Если мысль – лишь часть всего
сущего, разве может она вместить всё
сущее?»
Сознание
Система йоги
описывает сознание как глубинную суть
действительности, и именно от него
зависят восприятие и познание этого
мира, в том числе тела. Если бы сознание
было свойством материи, возникшим на
определенном этапе, это бы не соответствовало
утверждению йоги, что, исследуя сознание,
можно достичь абсолютного знания.
Йога
противопоставлена и материализму, и
теизму: оба направления провозглашают
существование «первопричины», которая
может называться «большой взрыв» в
первом случае и «Бог» – во втором. В
индийском видении не существует
традиционной западной концепции Бога
как создателя, отдельного от созданного
им мира. В самом деле, в «Йога-Васиштхе»
говорится: «Если и вправду Бог управляет
всем в этом мире, какой смысл что-либо
делать?» Поэтому сейчас в научных кругах
возникло неодобрительное отношение к
словам «религия» и «Бог» в значении
индийской «дхармы». Дхарма и религия –
разные вещи.
Два вида
знаний
В эпистемологии
(теории познания) дхармы существует два
вида знаний: гьяна и вигьяна. Вигьяна
сродни науке, которая измеряет и
осмысливает действительность. Она
считается полезной, но ограниченной,
так как опирается на причинно-следственные
связи и неизбежно застревает на вопросе
«первопричины». Вигьяна – разделенное,
или двойственное знание, в отличие от
гьяны – недвойственного знания,
находящегося за пределами измеримого.
Именно к нему стремятся в йоге посредством
медитации.
«Я»
Нетрудно
понять, что в поисках первопричины ум
сталкивается с неизмеримостью. В
Упанишадах написано, что есть три
неизмеримые вещи: атма («я»), джнана
(сознание) и Брахман (всё сущее). Причина
в том, что все они неотделимы от нас
–невозможно выйти за пределы себя,
сознания или мира. Неизмеримое постигается
лишь в самопознании.
Если погрузиться
в глубокое медитативное состояние, то
приходят те самые знания о себе за гранью
действительности, о которых говорится
в йоге. В «Чхандогья упанишаде» есть
такое высказывание, как «тат твам аси»
– «это ты». Ты – вселенная, смотрящая
сама на себя.
Индийское слово «йога» происходит от
санскритского глагольного корня «yuj»
– «объединять, соединять», который
этимологически связан с английским
словом «yoke» (хомут, парная упряжка) и в
каком-то смысле является аналогом слова
«религия» (от латинского «re-ligio» –
связывать, сцеплять). Религия привязывает
человека к Богу, создателю. Но в то время
как религия обозначает связь, исторически
созданную с помощью соглашения, святыни
или Корана, йога – это психологическая
связь ума с высшим принципом, «благодаря
которому ум может знать». Кроме того,
йога на самом деле связывает «я» с «я»
и сознание с сознанием, потому что лишь
в иллюзии майи кажется, что не всё едино;
религия же связывает две разных вещи:
человека и Бога.
– Джозеф Кэмпбелл, «Маски Бога», третий
том: «Восточная мифология»
Автор:
Панкадж Сетх
No comments:
Post a Comment