Monday, July 13, 2015

Бхакти и древо вечной жизни (перевод)


shutterstock_222646051


На вопрос о том, как он достиг самадхи, Парамахамса Рамакришна ответил: «Я его достиг, когда в полной мере согласился принять этот дар Всевышнего». Вот он, самый простой способ! Поймите меня правильно: другие методы, которые нам предлагают, использовать можно, но только дополнив их бхакти йогой, вершиной вашего усердия. Зачастую первое время приходится бороться, чтобы чего-либо достичь. И тогда надо спросить себя: «Что мне мешает полностью принять Божественный дар и отдать себя в Его руки? Что меня сдерживает?» Эти вопросы в корне изменят ваш духовный мир.

Быть может, вы спросите: а что это за Всевышний, которому я, по-вашему, должен довериться? От кого вы мне предлагаете принять самадхи? В ответ можно привести такой пример: в языке некоторых лесных племен нет слова со значением «лес», так как они никогда не покидали пределов леса и поэтому не знакомы с таким явлением, как «не-лес». Так же и мы живем в мире, где и мечты, и реальность наполнены Божественным. Поскольку мы никогда не встречались с не-Богом, нам кажется, что мы неспособны увидеть Бога – мы подобны рыбе, не знающей, что такое океан. На самом же деле природа всего, что с нами случается, божественна: нет ничего, кроме Бога. Если мы осознаем, что сознание, материя, триллионы живых существ – лишь проявления Бога, то мы будем готовы к дару самадхи.

Вопрос: Как на деле «осознать» это?

Ответ: Наше мировоззрение – неважно, что в его основе: религия или наука – строится на одном важном представлении о жизни. Мы считаем себя ограниченными существами и верим, что «где-то там» есть «другое»: люди, мир вокруг нас, или же еретики. Чаще всего от этого «другого» исходит угроза. Ветхий Завет иносказательно объясняет причину такого образа мысли: мы вкусили от древа познания добра и зла. В этих словах очень много скрытого смысла, но по сути здесь говорится о Боге и не-Боге, или анти-Боге. Мы отведали плодов с этого метафорического дерева и поверили, что в мире есть не-Божественное, – и тогда мы увидели свою наготу. Нам пришлось прикрыть её и оставить райские кущи, после чего началась длящаяся уже тысячи лет война Каина с Авелем – по сути же наша война с самими собой.

Наша нагота так никуда и не делась – мы всё так же сражаемся с собой и друг с другом, продолжая верить, что рядом с нами живет «другой», над которым надо одержать верх. С точки зрения психологии, это одна часть нашей психики борется с какой-то другой – мы можем называть её «коммунисты», «фашисты», «капиталисты», «джихадисты», и ещё как угодно. В религии это проявляется в виде веры в Дьявола, в Антихриста. Только тот может помыслить о Дьяволе, кто не знает, что всё вокруг – это Бог, и иначе быть не может. Мы придумали образ Дьявола, спроецировав на Бога нашу собственную расщепленную личность. Дьявол и связанное с ним темное начало в нашей душе – это лишь иллюзии, которые мы создали, чтобы убедить себя: Бога нет.

Такой взгляд на мир имеет огромную власть над нами: поверив в свою темную, греховную сущность, мы потеряли рай – то есть жизнь в симбиозе с природой. И это касается даже людей, заявляющих, что религия им чужда и они верят в науку. Покинув рай, мы уже не могли, как раньше, жить раздетыми в гармонии с природой и следовать её законам – нам пришлось их преодолевать, подчинять себе, использовать в своих целях. Это привело к идеологии, которой следуют Галилей, Декарт, Ньютон: возвыситься над природой и покорить её. Как мы сейчас видим, этот путь ведет к разрушению нашей планеты и нашей цивилизации.

Если говорить языком Библии, то осознание, что всё материальное, всё живое – это воплощение Бога, значит, что мы вкушаем от другого дерева, растущего в райском саду: древа вечной жизни. Мы сами себя изгнали из рая, вкусив от древа познания добра и зла, то есть поверив в силу, которая может уничтожить Бога. Если мы признаем свою ошибку и поймем, что существует только Бог, мы вновь обретем рай.

Если мы «признаем, что сознание, материя, триллионы живых существ – это всё Бог», мы полностью откажемся от ложного пути, от противостояния Каина и Авеля, от войны с самими собой и, наконец, от веры в собственную порочность. Нам придется смириться со своей наготой и жить в симбиозе с природой, а не прикрываться ей. Это значит, что мы отвергнем понятие «другого», равно как и образ Дьявола, и признаем, что изгнание из рая – всего лишь плод нашего воображения. Мы так и остались в саду, и в любой момент можем прозреть, сняв с глаз повязку.

Последние десять тысяч лет наша цивилизация была построена на существовании «другого», не-Бога, и на мысли, что внутри нас живет «зло». Поэтому предсказать, что будет после этого сдвига, очень сложно. По меньшей мере, родится новое общество, в котором будет царить гармония – как между людьми, так и с природой, с Богом. Конечно, трудно себе представить, что из этого выйдет. Зато легко понять, куда нас приведет путь технического прогресса, если мы и дальше будем упорствовать в своем заблуждении. Мы просто вымрем, как вымерли пятьдесят процентов видов животных, истребленные человеком. Я не хочу сказать, что наука – зло; я лишь имею в виду, что, отдаляясь от природы (или символически вкусив от древа познания), мы наконец создали общество, где наука и технический прогресс – инструменты для порабощения и использования природы. Вкусив от древа вечной жизни, мы вновь откроем для себя единство всего сущего и вспомним, что во всём живет Душа Вселенной. В ней мы «живем, движемся и существуем».


Это отрывок из моей еще не опубликованной книги «Самадхи – высшая свобода».


Автор: Грегор Маеле

No comments:

Post a Comment