На
вопрос о том, как он достиг самадхи,
Парамахамса Рамакришна ответил: «Я его
достиг, когда в полной мере согласился
принять этот дар Всевышнего». Вот он,
самый простой способ! Поймите меня
правильно: другие методы, которые нам
предлагают, использовать можно, но
только дополнив их бхакти йогой, вершиной
вашего усердия. Зачастую первое время
приходится бороться, чтобы чего-либо
достичь. И тогда надо спросить себя:
«Что мне мешает полностью принять
Божественный дар и отдать себя в Его
руки? Что меня сдерживает?» Эти вопросы
в корне изменят ваш духовный мир.
Быть
может, вы спросите: а что это за Всевышний,
которому я, по-вашему, должен довериться?
От кого вы мне предлагаете принять
самадхи? В ответ можно привести такой
пример: в языке некоторых лесных племен
нет слова со значением «лес», так как
они никогда не покидали пределов леса
и поэтому не знакомы с таким явлением,
как «не-лес». Так же и мы живем в мире,
где и мечты, и реальность наполнены
Божественным. Поскольку мы никогда не
встречались с не-Богом, нам кажется, что
мы неспособны увидеть Бога – мы подобны
рыбе, не знающей, что такое океан. На
самом же деле природа всего, что с нами
случается, божественна: нет ничего,
кроме Бога. Если мы осознаем, что сознание,
материя, триллионы живых существ – лишь
проявления Бога, то мы будем готовы к
дару самадхи.
Вопрос:
Как на деле «осознать» это?
Ответ:
Наше мировоззрение – неважно, что в его
основе: религия или наука – строится
на одном важном представлении о жизни.
Мы считаем себя ограниченными существами
и верим, что «где-то там» есть «другое»:
люди, мир вокруг нас, или же еретики.
Чаще всего от этого «другого» исходит
угроза. Ветхий Завет иносказательно
объясняет причину такого образа мысли:
мы вкусили от древа познания добра и
зла. В этих словах очень много скрытого
смысла, но по сути здесь говорится о
Боге и не-Боге, или анти-Боге. Мы отведали
плодов с этого метафорического дерева
и поверили, что в мире есть не-Божественное,
– и тогда мы увидели свою наготу. Нам
пришлось прикрыть её и оставить райские
кущи, после чего началась длящаяся уже
тысячи лет война Каина с Авелем – по
сути же наша война с самими собой.
Наша
нагота так никуда и не делась – мы всё
так же сражаемся с собой и друг с другом,
продолжая верить, что рядом с нами живет
«другой», над которым надо одержать
верх. С точки зрения психологии, это
одна часть нашей психики борется с
какой-то другой – мы можем называть её
«коммунисты», «фашисты», «капиталисты»,
«джихадисты», и ещё как угодно. В религии
это проявляется в виде веры в Дьявола,
в Антихриста. Только тот может помыслить
о Дьяволе, кто не знает, что всё вокруг
– это Бог, и иначе быть не может. Мы
придумали образ Дьявола, спроецировав
на Бога нашу собственную расщепленную
личность. Дьявол и связанное с ним темное
начало в нашей душе – это лишь иллюзии,
которые мы создали, чтобы убедить себя:
Бога нет.
Такой
взгляд на мир имеет огромную власть над
нами: поверив в свою темную, греховную
сущность, мы потеряли рай – то есть
жизнь в симбиозе с природой. И это
касается даже людей, заявляющих, что
религия им чужда и они верят в науку.
Покинув рай, мы уже не могли, как раньше,
жить раздетыми в гармонии с природой и
следовать её законам – нам пришлось их
преодолевать, подчинять себе, использовать
в своих целях. Это привело к идеологии,
которой следуют Галилей, Декарт, Ньютон:
возвыситься над природой и покорить
её. Как мы сейчас видим, этот путь ведет
к разрушению нашей планеты и нашей
цивилизации.
Если
говорить языком Библии, то осознание,
что всё материальное, всё живое – это
воплощение Бога, значит, что мы вкушаем
от другого дерева, растущего в райском
саду: древа вечной жизни. Мы сами себя
изгнали из рая, вкусив от древа познания
добра и зла, то есть поверив в силу,
которая может уничтожить Бога. Если мы
признаем свою ошибку и поймем, что
существует только Бог, мы вновь обретем
рай.
Если
мы «признаем, что сознание, материя,
триллионы живых существ – это всё Бог»,
мы полностью откажемся от ложного пути,
от противостояния Каина и Авеля, от
войны с самими собой и, наконец, от веры
в собственную порочность. Нам придется
смириться со своей наготой и жить в
симбиозе с природой, а не прикрываться
ей. Это значит, что мы отвергнем понятие
«другого», равно как и образ Дьявола, и
признаем, что изгнание из рая – всего
лишь плод нашего воображения. Мы так и
остались в саду, и в любой момент можем
прозреть, сняв с глаз повязку.
Последние
десять тысяч лет наша цивилизация была
построена на существовании «другого»,
не-Бога, и на мысли, что внутри нас живет
«зло». Поэтому предсказать, что будет
после этого сдвига, очень сложно. По
меньшей мере, родится новое общество,
в котором будет царить гармония – как
между людьми, так и с природой, с Богом.
Конечно, трудно себе представить, что
из этого выйдет. Зато легко понять, куда
нас приведет путь технического прогресса,
если мы и дальше будем упорствовать в
своем заблуждении. Мы просто вымрем,
как вымерли пятьдесят процентов видов
животных, истребленные человеком. Я не
хочу сказать, что наука – зло; я лишь
имею в виду, что, отдаляясь от природы
(или символически вкусив от древа
познания), мы наконец создали общество,
где наука и технический прогресс –
инструменты для порабощения и использования
природы. Вкусив от древа вечной жизни,
мы вновь откроем для себя единство всего
сущего и вспомним, что во всём живет
Душа Вселенной. В ней мы «живем, движемся
и существуем».
Это
отрывок из моей еще не опубликованной книги «Самадхи
– высшая свобода».
Автор: Грегор Маеле
No comments:
Post a Comment