Вопрос: Не могли бы вы рассказать, почему
мы занимаемся шесть раз в неделю: откуда
это взялось, кто это придумал и т.д.? Мой
муж не занимается йогой и не понимает,
почему нам было бы мало четырех раз в
неделю. Может, дело в зависимости от
практики?
Традиция
Да, я знаю. В наше время многих словом
“традиция” не убедишь. Это можно понять
- история знает немало случаев, когда
жестокость процветала, прикрываясь
традицией. Насколько я понимаю, именно
в таком виде практика досталась Паттабхи
Джойсу, и ей же он потом делился с
учениками, которые, в свою очередь, учат
тому же самому. То есть по традиции
аштангой занимаются шесть раз в неделю,
при этом отдыхая в лунные дни и “женские
выходные” (первые три дня месячных).
Внутренняя работа должна быть ежедневной
«Часто говорят, что энтузиазма
надолго не хватает. Ну, вообще-то, мытья
тоже, поэтому лучше бы мыться каждый
день». – Зиг Зиглар
«Йога есть прекращение
колебаний ума». – Йога
сутры Патанджали, 1:2
«Разум может достичь
состояния йоги посредством упражнений
и отрешенности». – Йога
сутры Патанджали, 1:12
Йога – это учение, цель которого –
освободиться от постоянных бесполезных
мыслей. Если мы себя отождествляем со
своими мыслями, то они за нас решают,
как жить.
При ежедневных занятиях мы сталкиваемся
с разного рода трудностями, и внутри
нас всплывают мысли и эмоции. Тогда с
ними можно что-то делать, пользуясь теми
методами, которые дает йога. Если заниматься
каждый день, появляется возможность
отслеживать свое состояние и наблюдать,
что изменилось, а что нет. Это развивает
бдительность, и мы уже в течение всего
дня начинаем в каких-то ситуациях
замечать те же мысли и эмоции, что
возникали на коврике. А как только станет
заметно, в какие моменты мы страдаем
из-за мыслей, получится на них повлиять,
а вместе с умом будет меняться и жизнь.
Самадхи, к которому ведет путь йоги,
заключается в том, что человек живет
полной жизнью, но не дает обстоятельствам
решать, кто он и как себя видит. Самадхи
– это безупречное владение мыслями и
чувствами, а также способность реагировать
на них так, как считаешь нужным. В нем
неиссякающая безусловная любовь и
понимание, что мы связаны со всем, что
существует в этом мире. В самадхи человек
больше не отождествляет себя со своим
телом и не страшится смерти, ведь он
знает, что энергия – его истинная суть
– не исчезнет. Но достигнуть этого
состояния может только тот, кто неустанно
развивает в себе осознанность и смотрит
на себя изнутри. А мысли по своей природе
цепкие и коварные, так что если каждый
день не успокаивать ум, то почти все мы
так никогда и не дойдем до самадхи.
Ежедневная связь с собой
«Если немного под другим
углом посмотреть на йогу и увидеть в
ней не гимнастику, а духовный ритуал,
то легче будет регулярно заниматься, и
смысла в такой практике будет больше.
Каждый день находить время, чтобы
проникать в глубины своего существа,
невозможно без самоотдачи, и заниматься
шесть раз в неделю как раз нужно для
того, чтобы развивать целеустремленность
(в мыслях и в духовном сознании), и мы
продвигались по пути внутренней йоги.
Если говорят, что йога – это посвящение
всей жизни поиску внутреннего спокойствия,
то разумно уделять ей как можно больше
времени. В самом деле, если человек
занимается только тогда, когда ему
удобно или когда у него много сил,
получается, что йога – его хобби, а не
образ жизни. А ни один путь к просветлению
нельзя пройти легко и беззаботно.
Настоящая духовная практика – это
твердое обещание ни перед чем не
отступать, пока не откроешь для себя
самую глубокую истину, и не может быть
и речи о том, чтобы ей заниматься только
по понедельникам и средам, а в промежутке
делать вид, что в вашей жизни ничего
такого нет.» – Кино
МакГрегор
«Быстрого успеха достигает
тот, кто очень энергично устремлен к
нему.
Йоги добиваются различных
успехов, характер которых зависит от
того, использовались ли средства слабые,
средние или сильные.» – Йога сутры Патанджали, 1:21-22
«Устойчивых результатов можно добиться
долгими непрерывными стараниями и
великой любовью.» – Йога сутры
Патанджали, 1:14
Что касается духовности, Патанджали
утверждает, что чем интенсивнее режим
занятий, тем быстрее придет самадхи.
Кроме того, по его словам, устойчивая
практика должна быть непрерывной. Имеет
ли он в виду, что надо делать асаны целых
шесть раз в неделю? Вполне может быть,
если вы только таким образом приближаетесь
к своей глубинной сущности. Многие,
делая асаны, избавляются от всего
ненужного и лучше понимают, что с ними
происходит, а у некоторых после занятия
бывает «йога-кайф» или просто сколько-то
времени сознание очень чистое. У кого-то
даже бывает ощущение мини-самадхи или
блаженства. В Йога сутрах это описывается
как «самадхи с семенем» - временное
самадхи, которое приходит после
определенных упражнений или же при
сосредоточении на предмете или ощущении.
Такие небольшие озарения позволяют нам
«попробовать на вкус» то, к чему мы можем
прийти, и не терять энергию и
целеустремленность.
Тело тоже быстрее развивается и
приспосабливается при таком режиме
«Если говорить о чисто
физическом развитии, в том чтобы
заниматься шесть раз в неделю, есть и
преимущества, и сложности. Чаще делая
асаны, вы намного быстрее добьетесь
каких-то результатов, разовьете силу,
выносливость, гибкость, чем если будете
ходить на занятия раз или два в неделю.
На самом деле тем, кто предпочитает
заниматься йогой раз в неделю, намного
сложнее, потому что каждую неделю они
сталкиваются всё с той же нехваткой
мышечной силы, с тем же напряжением в
теле, и трудно отсюда выкарабкаться к
чему-либо устойчивому. Ни для кого не
секрет, что у тех, кто занимается шесть
раз в неделю, что-то начинает болеть, но
это совсем не та боль, которая возникает
у людей, занимающихся раз в неделю. При
интенсивном режиме с большей вероятностью
будет мучить боль, связанная с очищением,
которая научит настраивать ум на то,
чтобы вытерпеть эту самую неприятную
стадию исцеления. Такое умение не
сдаваться в непростых ситуациях на
санскрите называется «тапас». Буквально
это слово переводится как «жар», но ещё
оно может означать способность смиряться
с болью, ведущей к очищению. Если вы
занимаетесь шесть раз в неделю, то боль,
связанная с избавлением от слабости и
напряжения, будет появляться быстрее,
но за счет этого и тело, и ум быстрее
прибавят в силе и гибкости.» – Кино
МакГрегор
Я сама это по себе знаю. Когда я каждый
день занимаюсь аштангой, то продвигаюсь
быстро и без особых трудностей. А вот
если ленюсь или слишком часто пробую
другие стили йоги, то темп замедляется,
иногда я даже откатываюсь назад. Делая
позы каждый день, мы по-настоящему учимся
их делать. Перепрограммируя тело и ум,
практика объединяет их в безупречно
работающую систему. Если связь между
умом и телом нарушена, развитие замедляется
или даже останавливается – ежедневная
практика, напротив, его поддерживает.
К тому же гибкость тела во многом зависит
от нервной системы. Научно доказано,
что даже если у человека нет травмы и
нет опасности здесь и сейчас что-либо
повредить, мозг может посылать телу
болевые импульсы. В чём же дело? А вот в
чём: и телу, и уму хочется хорошо себя
чувствовать, поэтому нам свойственно
всего бояться и цепляться за привычное.
Если ум еще не привык к какой-то асане,
или если ему в ней неуютно, то независимо
от ваших возможностей мозг будет
сообщать, что вы дошли до предела. Ещё
неправильные сигналы могут поступать
из-за того, что вы чего-то боитесь: может
быть, когда-то была травма, или вам
нарассказывали всяких ужасов, или же
просто страшно чувствовать себя «на
грани». На всё это мозг тоже реагирует
болевыми сигналами. Но если каждый день
делать асаны, постепенно мозг
перепрограммируется, и вы сможете
расслабляться и углублять позы.
Барометр равновесия
Встав с утра на коврик, где-то через три
приветствия солнца я понимаю, что
накануне сделала зря. Ежедневные занятия
аштангой очень плохо сочетаются с
нездоровым образом жизни: выпив лишнего,
с утра человек словно зомби; после
переедания чувствуешь себя вялым, и
трудно делать скрутки, пробросы и
перевернутые асаны. Если недостаточно
спать, то будет слишком мало сил на
коврике, равно как если питаться
неправильно или недополучать калорий.
А избыток углеводов и недостаток белков
в еде ведут к постоянному воспалению,
а значит, и боли в мышцах, так как им не
дают восстановиться. Так как вы рано
ложитесь и занимаетесь чем-то
странно-духовным, круг общения тоже
меняется. Рядом с вами остаются люди с
широким кругозором, с которыми есть о
чем поговорить, а не те, с кем можно лишь
напиться или вместе провести ночь-другую.
Вы постепенно избавляетесь от лишних
переживаний, чтобы эти мысли не мешали
на коврике, и продумываете свой график
так, чтобы хватало времени на йогу, а на
всё остальное уходило как можно меньше
сил.
Всё это вы на самом деле меняете не
только ради йоги, но и ради себя. Когда
правильнее питаетесь и лучше спите, а
в жизни меньше напрасных переживаний,
и вы окружены любящими и понимающими
людьми, жить становится приятнее.
Ежедневные занятия – это прибор, которым
можно мерить и поддерживать равновесие
в жизни.
В заключение
По-моему, правильно заниматься шесть
раз в неделю - я прочувствовала несомненную
пользу такого режима и на своем теле, и
в эмоциональной и духовной сферах. Но
многие, конечно, не готовы на такое
подписываться. Ваш муж спрашивает о
занятиях четыре раза в неделю, и
специалисты, чья работа связана с телом,
именно столько и советуют заниматься,
чтобы тело нормально развивалось и
быстро восстанавливалось. Я не буду с
ними спорить - с точки зрения физического
развития всё правильно, и так поступать
разумно, если человек пришел на аштангу,
чтобы потренироваться, стать сильным
и гибким, или же чтобы избавиться от
болей, вылечить болезнь или восстановиться
после травмы. Если же хотите, чтобы жизнь
полностью изменилась, и подходите к
аштанге как к духовной практике, то
нужны все шесть дней в неделю.
Насчет зависимости — не исключено. А
может быть, это на самом деле полная
самоотдача и доверие йоге. В Йога сутрах
Патанджали пишет, что для того чтобы
найти самадхи, нужна самоотдача; в чем-то
она похожа на зависимость, но излучает
другую энергию. Зависимость приводит
к печальным последствиям, в то время
как с самоотдачей, которую мы черпаем
из любви, мы достигаем чего-то хорошего.
Мать Тереза посвятила свою жизнь помощи
бедным, Мартин Лютер Кинг – равноправию
негров и белых в США, а любящие родители
целиком посвящают себя детям. Только
сам человек может понять, что происходит
в его случае.
Источник: http://ashtangapictureproject.com/ask-the-app-why-practice-ashtanga-6-days-a-week/
Источник: http://ashtangapictureproject.com/ask-the-app-why-practice-ashtanga-6-days-a-week/
No comments:
Post a Comment