Saturday, July 11, 2015

Записки злобного йога (перевод)

Как я нашла общий язык с внутренней мымрой
Видели такой забавный интернет-мем: “Я медитирую, я пою мантры, я занимаюсь йогой, и я всё ещё хочу кого-нибудь треснуть”? Так вот, по-моему, это кто-то написал обо мне. С йоги я выхожу, как и большинство из нас, счастливым и умиротворенным человеком. Но проехав пару домов, я уже яростно сигналю пешеходам, перебегающим улицу.
Ну что тут скажешь? Меня ещё до конца не доделали. А впрочем, мы вроде все такие.
Я недавно прошла 200-часовой курс преподавателей и, конечно, моё тело менялось и я чувствовала благотворное влияние асан. Но каких-то ощутимых изменений на эмоциональном и духовном уровне я не замечала. Днем я была управляющим финансовой компании – сумасшедшая работа, где мне приходилось в бешеном ритме заниматься продажами, вести дела, да ещё и зарабатывать деньги...как эти два мира могли сосуществовать? Что мне было делать: в определенные часы стараться жить, ни к чему не привязываясь, освобождаться от эго и следовать ямам и ниямам? Учитывая, что остальные 18 часов в сутки я жила по точно противоположным принципам?
Ответ: принять и наблюдать
Вы уже слышали на йоге такую фразу, как “наблюдаем за своими мыслями, позволяем им течь, не привязываясь к ним, просто смотрим и отпускаем”? Ну... Ну да, но опять же, я-то в это время напряженно думаю, анализирую, пытаюсь мозгами понять: о чем это он (или она) вообще? Куда это должны течь мои мысли? Ну так вот, постепенно я всё же стала смотреть на свою жизнь со стороны – это были мои первые шаги на пути самоосознания, или “свадхьяи”.
Наблюдая за собой, я поняла, что я не меньше других заслуживаю сочувствия: просто жизнь так сложилась, что мне пришлось стать вспыльчивым человеком, стремящимся всё держать в своих руках. (Или, как я в шутку говорю, “человеком, нетерпимым ко всякой фигне”.) Тогда я начала использовать пранаяму в повседневной жизни. Как только я понимала, что кто-то задел больную струну и я готова взорваться, я мысленно делала шаг назад, глубоко вдыхала через нади (нос) и шумно выдыхала через рот (здесь надо вставить “ха!” голосом инструктора). Да, я всё это проделывала во время совещаний (не отходя от стола), на родительских собраниях и в пробках на улицах Майами. На меня чаще всего странно смотрели: понятно, что обычно человек вздыхает, когда ему скучно или он чем-то недоволен. Но меня слабо интересовало, что они там про меня думают: мне было важно только собственное мнение.
Путь свободен, принимаем себя!
Я стала принимать себя – в том числе и то, что мне раньше казалось непростительным: что я завожусь по любому поводу, что я отпускаю язвительные шутки, что я без конца пытаюсь всех построить. И я увидела, насколько это волшебно: принять себя по-настоящему. Оказалось, что всё во мне прекрасно. Я научилась смеяться над собой: ведь мне уже незачем было относиться к себе слишком всерьез. Какая разница, что там другие думают обо мне – теперь я сама видела, кто я. По сути, только так и можно подняться над всем, что знал до сих пор. Увидеть себя, отдать себе отчет в том, докуда ты дошел в йоге и что тебе ещё предстоит, – и всё это принять. Если ты знаешь себя и знаешь, что тебе не нужно быть другим, не нужно ничего оценивать, – тогда тебе остается лишь существовать и смотреть в лицо настоящему, понимая, что всё, включая тебя, постоянно меняется и будет меняться. Ты и мир – одно целое, и все мы – одно и то же. Можно вспомнить старую, но не устаревшую фразу “мы видим в других отражение себя”. Это я такая гадкая и противная? А может, это вы во мне отражаетесь?
Понимаете, йог – это не ярлык, не внешность. Нас выпускают на любой вкус. Вопрос не в том, есть ли у вас малы всех цветов радуги, или стоит ли у вас на кухне соковыжималка, и даже не в количестве сложных асан, которые у вас получаются. Это ничего не говорит о вашей практике, о вашем пути. Быть настоящим йогом – это в первую очередь любить себя, каким бы вы ни были!
И не страшно, если не прошло и часа после шавасаны, а вам уже хочется кому-нибудь врезать.
Намасте.

No comments:

Post a Comment