Monday, July 27, 2015

"Олд скул" в аштанга йоге (перевод)

The Old School of Ashtanga Yoga

Я – аштангист. К сожалению, мне не довелось заниматься в Майсоре, пока Гуруджи был жив. Я поехала уже к его внуку Шарату, и сейчас продолжаю регулярно ходить на его лэд-классы у нас в США. И как преподаватель, и как хранитель традиции он у меня вызывает бесспорное уважение.

Гуруджи и три поколения

Но сегодня я хотела бы высказаться от имени подпольного общества аштангистов, которые занимались у старших учеников Гуруджи – таких, как Манджу Джойс. Это старший сын Гуруджи, и удивительно, как часто в разговорах о семье Джойсов никто не произносит его имени.

У семидесятилетнего Манджу, в общем-то, самый большой в мире стаж практики и преподавания. Когда Гуруджи впервые приехал в Америку учить людей йоге, Манджу сопровождал его, а затем решил остаться строить собственное счастье. Может, поэтому меня к нему всегда тянуло, ведь я тоже временами не прочь побунтовать.

Я познакомилась с Манджу несколько лет назад на его семинаре в Чикаго и просто влюбилась в его личность, улыбку, рассказы. Я продолжила заниматься у него и прониклась глубоким уважением к его педагогическому подходу.

Манджу учит так же, как его отец в те времена, когда в шалу еще не рвались толпы людей. Он советует делать столько поз, на сколько у человека хватает сил, и практически никогда никого не останавливает. Соответственно, мы должны уметь слушать себя, чтобы в какой-то момент понять, что на сегодня асан хватит.

Урок интуиции

В ноябре 2014 года я занималась на Мауи у Манджу и Нэнси Гилгоф. Как-то я спросила у Манджу разрешения попробовать следующую позу в продвинутой серии, и он мне велел изучить сразу несколько асан подряд, а на следующий день начать их делать!

Пораженная, я с волнением несколько часов вглядывалась в видео, где Гуруджи вёл эту часть последовательности, запоминала названия поз на санскрите и счёт виньяс. На следующий день я начала делать асаны и, дойдя до этого куска, увидела, что все труды оказались напрасными!

Я барахталась, (много!) падала, смеялась и, в конце концов, присмирённая и обессиленная, свернулась калачиком на коврике, пытаясь глубоко дышать и успокоиться. На следующий день я убрала все новые асаны, кроме одной.

Это меня очень многому научило. Манджу меня не останавливал – я остановилась сама. То есть вместо того чтобы послушаться кого-то другого, я осознала, что надо замедлиться, и сумела себя сдержать.

Зажигаем по олдскульному

Этим как раз прекрасно то, как учили раньше: такой подход заставляет нас слушать себя, чувствовать собственное тело и наблюдать за тем, что происходит. Он помогает понять, что интуиция, а не свод правил, должна каждый раз подсказывать, как сегодня стоит заниматься и когда лучше остановиться.

Безусловно, важно, например, следовать правилу и заниматься каждый день, но чересчур жесткие рамки человека просто задушат.

Кроме того, Манджу учит, что освоение асан не всегда прямолинейно – например, нередко новые позы помогают в каких-то из предыдущих. Я смогла в этом убедиться: по-настоящему глубокие изменения я впервые почувствовала, когда стала делать всю первую серию, а затем – когда дошла до конца второй.

Такой подход мне ближе всего: и когда я сама занимаюсь, и когда преподаю. Для меня главное –не виртуозно владеть телом, а, скорее, сделать каждую асану достаточно устойчивой и удобной, чтобы прочувствовать её энергетически.

Это же я стараюсь передать ученикам. И если человек не до конца освоил асану, это не значит, что я не предложу ему попробовать следующую. Скорее, я буду смотреть на то, как он дышит, сколько у него сил, что в его жизни происходит.

По опыту, это помогает избавиться от «гонки за асанами» – ловушки, в которую попадают многие аштангисты. Когда неспособность что-либо сделать не «тормозит» учеников и они это знают, то могут с энтузиазмом учиться сложным асанам и получать от этого удовольствие. Да, оказывается, занятия могут радовать!

Дыхание, бандхи, дришти

Есть некоторое количество людей, которые учились у старших учеников Гуруджи, и им нравится такой консервативный подход. Но обычно, когда речь идет об аштанге, их как будто не существует.

Насколько часто слышишь о многочисленных инструкторах, недавно авторизованных в Майсоре, настолько редко упоминаются все те преподаватели, которые занимались у ранних учеников Гуруджи. И те, и другие – часть всемирной сангхи аштанги, и все они заслуживают уважения и признания.

Да, виньясы чуть-чуть изменились, немного пересмотрели методологию обучения, но основа всё та же: бандхи, дыхание и дришти. Это общие для нас всех принципы, и меня радует, насколько неизменными они сохранились.

Какой бы подход ни был нам ближе, йога Гуруджи живее всех живых. Хоть и приятно было бы найти «самый правильный способ», на самом деле его не существует. Есть много разных путей, и если человек понимает, что он делает, любой из них принесет ему здоровье и счастье.

Вы и есть книга

Как-то я услышала от Манджу притчу о человеке, который искал все ответы. Он всё задавал и задавал Богу вопросы, а ответов так и не было. Решив тогда обратиться к мудрецам, он пошел к одному из них и задал много-много вопросов.

Мудрец изрек, что ответы на все его вопросы написаны в книге, лежащей за тридевять земель в небольшом храме на вершине холма. И человек пустился в тяжелый путь. Он шел и шел, пока не увидел храм на вершине холма.

Вбежав внутрь, он, вне себя от радости, увидел ту самую книгу с ответами! Просмотрев оглавление, он открыл её на той странице, где надеялся прочитать ответ на первый вопрос.

К его безмерному удивлению, там было зеркало. Вернувшись к оглавлению, он попробовал другую страницу – и там тоже было зеркало. Еще раз – снова зеркало. Он стал листать всю книгу и понял, что все её страницы зеркальные!

Тогда человек понял, что все ответы в нем самом. Или, как говорит Манджу: «Вы и есть книга».

Ваша практика – зеркало

Это то, чем аштанга бесценна: в ней мы познаем себя, словно в зеркале. Шарат развил во мне точность, самодисциплину и доверие йоге. Благодаря Манджу я стала менее озабоченной и более гибкой, а также открыла для себя глубокое энергетическое воздействие практики.

Автор: Пранидхи Варшни


No comments:

Post a Comment