Я –
аштангист. К сожалению, мне не довелось
заниматься в Майсоре, пока Гуруджи был
жив. Я поехала уже к его внуку Шарату, и
сейчас продолжаю регулярно ходить на
его лэд-классы у нас в США. И как
преподаватель, и как хранитель традиции
он у меня вызывает бесспорное уважение.
Гуруджи
и три поколения
Но
сегодня я хотела бы высказаться от имени
подпольного общества аштангистов,
которые занимались у старших учеников
Гуруджи – таких, как Манджу Джойс. Это
старший сын Гуруджи, и удивительно, как
часто в разговорах о семье Джойсов никто
не произносит его имени.
У
семидесятилетнего Манджу, в общем-то,
самый большой в мире стаж практики и
преподавания. Когда Гуруджи впервые
приехал в Америку учить людей йоге,
Манджу сопровождал его, а затем решил
остаться строить собственное счастье.
Может, поэтому меня к нему всегда тянуло,
ведь я тоже временами не прочь побунтовать.
Я
познакомилась с Манджу несколько лет
назад на его семинаре в Чикаго и просто
влюбилась в его личность, улыбку,
рассказы. Я продолжила заниматься у
него и прониклась глубоким уважением
к его педагогическому подходу.
Манджу
учит так же, как его отец в те времена,
когда в шалу еще не рвались толпы людей.
Он советует делать столько поз, на
сколько у человека хватает сил, и
практически никогда никого не
останавливает. Соответственно, мы должны
уметь слушать себя, чтобы в какой-то
момент понять, что на сегодня асан
хватит.
Урок
интуиции
В
ноябре 2014 года я занималась на Мауи у
Манджу и Нэнси Гилгоф. Как-то я спросила
у Манджу разрешения попробовать следующую
позу в продвинутой серии, и он мне велел
изучить сразу несколько асан подряд, а
на следующий день начать их делать!
Пораженная,
я с волнением несколько часов вглядывалась
в видео, где Гуруджи вёл эту часть
последовательности, запоминала названия
поз на санскрите и счёт виньяс. На
следующий день я начала делать асаны
и, дойдя до этого куска, увидела, что все
труды оказались напрасными!
Я
барахталась, (много!) падала, смеялась
и, в конце концов, присмирённая и
обессиленная, свернулась калачиком на
коврике, пытаясь глубоко дышать и
успокоиться. На следующий день я убрала
все новые асаны, кроме одной.
Это
меня очень многому научило. Манджу меня
не останавливал – я остановилась сама.
То есть вместо того чтобы послушаться
кого-то другого, я осознала, что надо
замедлиться, и сумела себя сдержать.
Зажигаем
по олдскульному
Этим
как раз прекрасно то, как учили раньше:
такой подход заставляет нас слушать
себя, чувствовать собственное тело и
наблюдать за тем, что происходит. Он
помогает понять, что интуиция, а не свод
правил, должна каждый раз подсказывать,
как сегодня стоит заниматься и когда
лучше остановиться.
Безусловно,
важно, например, следовать правилу и
заниматься каждый день, но чересчур
жесткие рамки человека просто задушат.
Кроме
того, Манджу учит, что освоение асан не
всегда прямолинейно – например, нередко
новые позы помогают в каких-то из
предыдущих. Я смогла в этом убедиться:
по-настоящему глубокие изменения я
впервые почувствовала, когда стала
делать всю первую серию, а затем – когда
дошла до конца второй.
Такой
подход мне ближе всего: и когда я сама
занимаюсь, и когда преподаю. Для меня
главное –не виртуозно владеть телом,
а, скорее, сделать каждую асану достаточно
устойчивой и удобной, чтобы прочувствовать
её энергетически.
Это
же я стараюсь передать ученикам. И если
человек не до конца освоил асану, это
не значит, что я не предложу ему попробовать
следующую. Скорее, я буду смотреть на
то, как он дышит, сколько у него сил, что
в его жизни происходит.
По
опыту, это помогает избавиться от «гонки
за асанами» – ловушки, в которую попадают
многие аштангисты. Когда неспособность
что-либо сделать не «тормозит» учеников
и они это знают, то могут с энтузиазмом
учиться сложным асанам и получать от
этого удовольствие. Да, оказывается,
занятия могут радовать!
Дыхание,
бандхи, дришти
Есть
некоторое количество людей, которые
учились у старших учеников Гуруджи, и
им нравится такой консервативный подход.
Но обычно, когда речь идет об аштанге,
их как будто не существует.
Насколько
часто слышишь о многочисленных
инструкторах, недавно авторизованных
в Майсоре, настолько редко упоминаются
все те преподаватели, которые занимались
у ранних учеников Гуруджи. И те, и другие
– часть всемирной сангхи аштанги, и все
они заслуживают уважения и признания.
Да,
виньясы чуть-чуть изменились, немного
пересмотрели методологию обучения, но
основа всё та же: бандхи, дыхание и
дришти. Это общие для нас всех принципы,
и меня радует, насколько неизменными
они сохранились.
Какой
бы подход ни был нам ближе, йога Гуруджи
живее всех живых. Хоть и приятно было
бы найти «самый правильный способ», на
самом деле его не существует. Есть много
разных путей, и если человек понимает,
что он делает, любой из них принесет ему
здоровье и счастье.
Вы
и есть книга
Как-то
я услышала от Манджу притчу о человеке,
который искал все ответы. Он всё задавал
и задавал Богу вопросы, а ответов так и
не было. Решив тогда обратиться к
мудрецам, он пошел к одному из них и
задал много-много вопросов.
Мудрец
изрек, что ответы на все его вопросы
написаны в книге, лежащей за тридевять
земель в небольшом храме на вершине
холма. И человек пустился в тяжелый
путь. Он шел и шел, пока не увидел храм
на вершине холма.
Вбежав
внутрь, он, вне себя от радости, увидел
ту самую книгу с ответами! Просмотрев
оглавление, он открыл её на той странице,
где надеялся прочитать ответ на первый
вопрос.
К
его безмерному удивлению, там было
зеркало. Вернувшись к оглавлению, он
попробовал другую страницу – и там тоже
было зеркало. Еще раз – снова зеркало.
Он стал листать всю книгу и понял, что
все её страницы зеркальные!
Тогда
человек понял, что все ответы в нем
самом. Или, как говорит Манджу: «Вы и
есть книга».
Ваша
практика – зеркало
Это
то, чем аштанга бесценна: в ней мы познаем
себя, словно в зеркале. Шарат развил во
мне точность, самодисциплину и доверие
йоге. Благодаря Манджу я стала менее
озабоченной и более гибкой, а также
открыла для себя глубокое энергетическое
воздействие практики.
Автор:
Пранидхи Варшни
No comments:
Post a Comment