Несколько недель назад я наткнулась на комментарий в соцсетях, написанный директором одной из местных студий йоги, и задумалась. Сегодня я наконец добралась до фильма, который она упоминает: это “Дыхание богов”, документальное кино о Кришнамачарье и об истоках современной йоги.
Вот что она пишет: “Одна из девочек во время просмотра фильма заметила, что Айенгар легко двигался, даже в асанах, а Паттабхи Джойс еле ходил, опираясь на палку. Это очень точное наблюдение и, мне кажется, из него напрашиваются некоторые выводы об этих двух стилях.” Кэлси, простите, что я прочесала ваш фейсбук в поисках этой цитаты. Да, я псих ненормальный. Даже не отпираюсь.
“Дыхание богов” – хорошо снятый фильм, в какой-то мере показывающий, откуда взялась йога в том виде, в каком она существует сейчас. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть. И не то чтобы девушка, которая сравнила Айенгара и Паттабхи Джойса, была неправа. Мы действительно видим, как Айенгар изящно делает асаны, а Джойс ходит с той самой, всем знакомой палкой.
Почему они так по-разному выглядели? Неужели дело действительно в стилях йоги? Любой аштангист легко ответит на эти вопросы – но, возможно, людям, не имеющим отношения к традиции Джойса, действительно непонятно, в чем дело. Постараюсь заполнить этот пробел.
Объясняю: Джойс перестал заниматься асанами после того, как его сын Рамеш покончил с собой.
Кажется, это был конец семидесятых или начало восьмидесятых. Честно сказать, не уверена. Но я точно знаю, что к 2009 году, когда он умер, он уже давно не делал асаны – в знак скорби о сыне.
Это не мешало ему заниматься семью остальными ступенями йоги. Он всегда просыпался задолго до рассвета и посвящал это время пранаяме и пудже, после чего в течение всего дня по несколько часов подряд преподавал. Его учение как таковое основано на развитии тела. Известная история гласит, что он в буквальном смысле проносил Нэнси Гильгофф через все асаны до тех пор, пока у нее не появилось достаточно сил, чтобы самой справляться. Каждый день он опускал в мосты людей очень разных габаритов и поднимал их обратно. Джойс всё так же мастерски владел пранаямой, и рассказывают, что даже незадолго до смерти он на приеме у врача сломал аппарат для измерения мощности легких.
Понятно, что Джойс, при всей своей силе и выносливости, не мог соперничать в легкости движений с человеком, который каждый день продолжал делать сложные асаны.
Постоянство, с которым Айенгар занимался асанами, достойно уважения. Это, несомненно, впечатляет. То же самое видишь, когда смотришь на старшее поколение западных преподавателей аштанги. Им сейчас лет по 60 с небольшим, не меньше, они не отказываются от асан и отлично выглядят. Я даже не сомневаюсь, что они все проживут еще много лет и будут полны сил до самого перехода в следующую жизнь. Тут же нельзя не упомянуть Карен Кейрнс, которая вообще начала заниматься йогой только в 56 лет, что не помешало ей стать авторизованным преподавателем. Похоже, возраст и аштанга неплохо сочетаются.
Ну и давайте без глупостей. Им обоим было немало лет. Джойсу было 93 в том году, когда он умер во время съемок фильма – то есть еще до того, как фильм был закончен. Да-да. То есть за несколько месяцев до смерти он был в настолько здравом уме, что снимался в фильме. По-моему, это уже здорово. А Айенгару в 2009 году было 91. Кто бы там из них лучше ни гнулся, они оба как-то жили как-то правильно. Да вообще, мне бы такое подвижное тело, как у любого их них, хотя бы в 60 лет – куда уж там в 90...
Йога Айенгара и аштанга виньяса – это два разных стиля, но на самом деле они во многом похожи. Что неудивительно, учитывая их общее происхождение. Я их вижу как отдельные ветки одного дерева. Аштангисты изо дня в день делают одни и те же позы, и наша практика становится медитацией в движении. В йоге Айенгара же на каждом занятии дают разные позы, и в каждую нужно входить аккуратно и вдумчиво, что помогает развить осознанность. (Товарищи айенгаровцы, прошу меня поправить, если что не так...я мало имела дело с йогой Айенгара.)
Осознанность...медитация...опять же, налицо сходство, а не . Мне кажется, что здесь у нас просто два подхода, и их общая идея – успокоить ум с помощью асан. Иначе говоря, это две дороги, ведущие в одно и то же место.
Некоторые люди жалуются, что в аштанге, в отличие от йоги Айенгара, “не заморачиваются” правильной отстройкой. Если вы попали на такое занятие, сразу выходите из зала и отправляйтесь на поиски преподавателя, у которого есть авторизация или сертификат. Ну или хотя бы смотрите, чтобы он сколько-то времени проучился в Майсоре или у сертифицированного преподавателя.
Несомненно, Айенгар был королем отстройки, и его же учение передают сейчас преподаватели этого стиля. Никто так не выстраивает позы, как человек, занимающийся йогой Айенгара. Но аштанга тоже не отказывается от отстройки – ни в коем случае. Аштанга основана на системе, которая восстанавливает и очищает энергетические каналы в теле, и для этого очень важно, чтобы положение тела было правильным.
Кроме того, зачем в аштанге нужна знаменитая тактильная правка? Как раз для отстройки. Мой инструктор не просто так, чтобы развлечься, хватает меня в триконасане за бедро и крутит его наружу. Она старается сделать так, чтобы я стояла правильнее.
Девушке, которая заметила, насколько по-разному выглядели двое гуру западной йоги, нельзя отказать в наблюдательности. Однако я не согласна с заявлением, что это отражает какие-то глубинные свойства стилей, созданных ими и затем распространившихся по всему миру. Извините, Кэлси. Мне здесь важно не упрекнуть вас в чем-то, что вы написали в соцсетях несколько недель назад, а объяснить людям, что они ошибаются.
“Не суди о книге по обложке” – не так ли? В любой ситуации есть несколько факторов. В этом случае одним из них была огромная семейная трагедия.
К тому же мне кажется, что интереснее искать точки соприкосновения разных людей и стилей, чем различия между ними. Я аштангистка и поэтому не очень объективна: для меня аштанга – это самый-самый-самый лучший стиль (до того, что я, как дура, написала целую страницу в блоге, отвечая на сочиненный за пять секунд комментарий в соцсетях), и мне кажется, что именно он самый правильный, но я стараюсь не забывать, что для кого-то аштанга может оказаться не лучшим выбором.
Я очень люблю всех братьев и сестер, которые занимаются йогой Айенгара, дживамукти-йогой, хатха-йогой, инь-йогой, или чем-то там еще. Я не очень понимаю, зачем в виньяса-йоге столько времени уделять стойкам на руках, но я не берусь судить об этом стиле. Да господи, я только за. Я вообще не умею стоять на руках без твердой стены за спиной.
Короче говоря, любой, кто чем-либо занимается с упорством и самоотдачей, достоин уважения. Точка.
Привет. Интересно, есть ли информация о том, практиковал ли аштангу сын Джойса, который покончил с собой? Боюсь предположить, что да, или...?
ReplyDeleteОлег, я спросила автора статьи - она ответила, что не знает, и что это очень больная тема, которую особенно не обсуждают. Может быть, кто-то из "стареньких" аштангистов и в курсе - поспрашивайте, если интересно.
DeleteПривет. Интересно, есть ли информация о том, практиковал ли аштангу сын Джойса, который покончил с собой? Боюсь предположить, что да, или...?
ReplyDelete